О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ"
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2000 г. N 272
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ"
С целью сохранения и развития производственного потенциала и
для обеспечения роста агропромышленного производства Кабинет
Министров Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу
"Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2001
- 2003 годы" (далее - Программа).
2. Определить государственным заказчиком Программы
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской
Республики.
3. Министерствам, иным органам исполнительной власти Чувашской
Республики, администрациям районов принять исчерпывающие меры по
реализации комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, а
также содержащихся в Концепции развития агропромышленного
комплекса Чувашской Республики на 2001 - 2003 годы, одобренной на
совместном заседании коллегии Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Чувашской Республики и действующего при нем Научно
- технического совета.
4. Министерству финансов Чувашской Республики и Министерству
экономики Чувашской Республики при разработке проектов
республиканского бюджета Чувашской Республики на соответствующие
годы предусматривать выделение средств на финансирование
мероприятий, предусмотренных Программой.
Установить, что в ходе реализации Программы объемы
финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной
корректировке с учетом реальных возможностей республиканского
бюджета Чувашской Республики.
5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской
Республики, Министерству экономики Чувашской Республики,
Министерству развития предпринимательства, торговли и ремесел
Чувашской Республики:
содействовать формированию вертикальных и горизонтальных
интегрированных и кооперированных структур, обеспечив эффективное
взаимодействие сельскохозяйственных товаропроизводителей с
перерабатывающими, обслуживающими и торговыми организациями;
вести целенаправленную работу по упорядочению взаимоотношений
личных подсобных хозяйств с сельскохозяйственными организациями,
обеспечивая их сотрудничество по использованию техники, реализации
и переработке сельскохозяйственной продукции, на основе
мониторинга возможностей производства товарной продукции личными
подсобными хозяйствами населения.
6. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской
Республики совместно с Министерством экономики Чувашской
Республики обеспечить участие в соответствующих целевых программах
и непрограммных мероприятиях, предлагаемых к финансированию из
федерального бюджета, и своевременное представление и защиту
бюджетных заявок на ассигнования из федерального бюджета.
7. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской
Республики, Министерству экономики Чувашской Республики,
Министерству промышленности энергетики и транспорта Чувашской
Республики, Министерству финансов Чувашской Республики
оптимизировать число машинно - технологических станций,
укомплектовав их сельскохозяйственной техникой и оборудованием для
своевременного проведения комплекса работ, используя возможности
республиканских машиностроительных предприятий.
8. Министерству строительства, дорожного и коммунального
хозяйства Чувашской Республики, Министерству промышленности,
энергетики и транспорта Чувашской Республики совместно с
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Чувашской
Республики:
обеспечить выполнение мероприятий по развитию сельских
территорий, включая строительства жилья, дорог и газификацию;
провести работу по поддержке наиболее эффективных и
ресурсосберегающих технологий и программ, обеспечивающих
технический прогресс в агропромышленном комплексе.
9. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Чувашской
Республики совместно с администрациями районов:
провести инвентаризацию неплатежеспособных организаций
агропромышленного комплекса и принять решение об их дальнейшем
функционировании, применяя дифференцированный подход для
реализации механизма санации и отбора организаций, способных в
короткие сроки обеспечить рост производства и загрузку
производственных мощностей при оказании государственной помощи;
оказать содействие сельскохозяйственным товаропроизводителям в
расширении взаимовыгодных связей по сбыту продукции и насыщению
республиканского потребительского рынка продукцией собственного
производства;
завершить передачу объектов социальной и инженерной
инфраструктуры сельскохозяйственных организаций в муниципальную
собственность.
10. Контроль за выполнением Программы возложить на
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской
Республики с ежегодным представлением информации в Кабинет
Министров Чувашской Республики.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
Э.АБЛЯКИМОВ
Утверждена постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 30.12.200 N 272
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ"
Наименование республиканская целевая программа "Развитие
Программы агропромышленного комплекса Чувашской Республики
на 2001 - 2003 годы"
Дата принятия протокол заседания Кабинета Министров Чувашской
решения о Республики от 28 июня 2000 г. N 12
разработке
Программы
Государственный Кабинет Министров Чувашской Республики
заказчик
Программы
Основные Министерство сельского хозяйства и продовольствия
разработчики Чувашской Республики
Программы
Цели и задачи стратегические цели Программы:
Программы, остановка спада производства и создание условия
важнейшие для его роста в размерах, необходимых для
целевые удовлетворения потребности населения республики в
показатели основных продуктах питания за счет местного
производства по доступным ценам;
преодоление убыточности сельскохозяйственных
предприятий, улучшение финансово - экономического
положения предприятий агропромышленного комплекса
на уровне, достаточном для простого, а затем и
расширенного воспроизводства;
обеспечение роста жизненного уровня работников
агропромышленного комплекса. Достижение указанных
показателей будет обеспечено решением следующих
задач:
сохранение и расширение ресурсного потенциала в
сельском хозяйстве (плодородие земель, машинно -
тракторный парк, семеноводство, племенное дело и
т.д.);
обеспечение согласованности в деятельности
сельскохозяйственных, пищевых и перерабатывающих,
обслуживающих и снабженческих предприятий
Сроки 2001 - 2003 годы
реализации
Программы
Перечень комплекс организационных, экономических,
подпрограмм производственно - технологических, научно -
и основных технических и финансовых мероприятий,
мероприятий обеспечивающих выход из кризиса и развитие на
качественно новом уровне агропромышленного
комплекса республики, осуществляется в рамках
отраслевых подпрограмм и направлений.
Мероприятия по достижению целей сгруппированы в
следующих разделах Программы:
земледелие и растениеводство;
стабилизация и развитие животноводческих
отраслей;
техническое оснащение и перевооружение
агропромышленного комплекса;
пищевая и перерабатывающая промышленность;
инвестиционная политика;
финансово - кредитная политика;
институциональная политика
Исполнители Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Программы, Чувашской Республики, Министерство экономики
подпрограмм Чувашской Республики, Министерство строительства,
и основных дорожного и коммунального хозяйства Чувашской
мероприятий Республики, Министерство финансов Чувашской
Республики, управления сельского хозяйства и
продовольствия администраций районов, предприятия
агропромышленного комплекса Чувашской Республики
Ожидаемые ожидаемыми результатами реализации Программы
конечные являются:
результаты преодоление спада производства и создание условий
Программы для последующего роста с целью удовлетворения
потребности населения в основных, традиционных
для региона продуктах питания за счет местного
производства и уменьшения продовольственной и
ресурсной зависимости от других регионов;
преодоление убыточности и неплатежеспособности,
улучшение финансово - экономического положения
предприятий агропромышленного комплекса;
улучшение жизненного уровня работников
агропромышленного комплекса;
повышение роли республики на федеральном рынке
картофеля, овощей, хмеля, конопли, молока и мяса.
Производство основных видов продукции во всех
категориях хозяйств к 2003 году должно быть не
менее:
зерна 680 тыс. тонн;
картофеля 764 тыс. тонн;
овощей 172 тыс. тонн;
хмеля 1,1 тыс. тонн;
мяса скота и плода 106 тыс. тонн;
молока 490 тыс. тонн;
яиц 270 млн. штук
Объемы и объем бюджетных затрат на финансирование развития
источники агропромышленного комплекса за годы реализации
финансирования Программы составит 2769,59 млн. рублей, в том
числе:
федеральный бюджет - 1019,53 млн. рублей;
республиканский бюджет - 1627,02 млн. рублей
Чувашской Республики
местный бюджет - 123,04 млн. рублей;
кроме того,
внебюджетные источники - 3028,92 млн. рублей
всего на реализацию - 5798,51 млн. рублей
Программы
Система Министерство сельского хозяйства и продовольствия
контроля Чувашской Республики ежегодно к 1 апреля
исполнения представляет Кабинету Министров Чувашской
Программы Республики информацию о ходе реализации Программы
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 2001 - 2003 ГОДЫ"
Современное состояние агропромышленного комплекса
и необходимость его развития программными методами
Агропромышленный комплекс Чувашской Республики -
многоотраслевая система, в состав которой входят 879 предприятий и
организаций агропромышленного комплекса, в том числе 484
сельскохозяйственных предприятия, 36 предприятий по первичной
переработке сельскохозяйственного сырья, 35 предприятий пищевой
промышленности, 14 предприятий хлебопродуктов, 190 предприятий
производственной инфраструктуры.
Из общей численности населения республики (1358,6 тыс.
человек) в сельской местности проживают 530,2 тыс. человек
(39,0%).
В результате проводимой аграрной реформы в агропромышленном
комплексе произошли значительные социально - экономические
преобразования. Практически полностью завершены реорганизация
колхозов и совхозов, приватизация предприятий перерабатывающей и
пищевой промышленности. Паевой раздел земли и имущества в
сельскохозяйственных организациях превратил их в юридически
независимые от государства хозяйствующие субъекты, за которыми
закреплено право самостоятельно распоряжаться произведенной
продукцией, определять направления, структуру и объемы
производства, устанавливать цены на производимую продукцию.
Открыты возможности для развития различных форм
сельскохозяйственного производства, но основными производителями
товарной сельскохозяйственной продукции являются крупные
предприятия. Создано 1286 крестьянских хозяйств, хотя их доля в
объемах производства незначительна. Развитие личных подсобных
хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения
сельскохозяйственными продуктами, способствовало сохранению
социальной стабильности, компенсировало спад производства
продукции животноводства, картофеля, овощей в общественном
секторе.
В структуре агропромышленного комплекса республики по объемам
произведенной продукции в текущих ценах сельское хозяйство
занимает ведущее место. Возможности отрасли по производству и
реализации сельскохозяйственной продукции определяются
количественным и качественным составом земельных, материальных и
трудовых ресурсов. Кризисные направления последних лет в экономике
республики привели к снижению ресурсного обеспечения отрасли и,
как следствие, к спаду производства сельскохозяйственной
продукции.
При этом снижение объемов производства по основным видам
сельскохозяйственной продукции сопровождалось не только
количественными изменениями (сокращение посевных площадей,
поголовья скота и птицы), но и качественными (снижены валовые
сборы зерна, хмеля, сократились надои молока и привесы скота).
Посевные площади сельскохозяйственных культур уменьшились во всех
категориях хозяйств - с 768,8 тыс. га в 1994 году до 725,7 тыс. га
в 1999 году. Доля сельскохозяйственных предприятий в производстве
картофеля, овощей сокращается, при этом оставаясь наибольшей по
зерну - 92,8 процента в 1999 году, доля в производстве картофеля
снизилась с 55,2 до 27,6 процента, овощей - с 82,5 до 42,3
процента соответственно в 1990 и 1999 годах.
Произошло значительное сокращение поголовья животных, включая
маточное стадо. Поголовье крупного рогатого скота с 1994 по 1999
год в общественном секторе снизилось с 298,3 тыс. до 199,0 тыс.
голов, т.е. на 33 процента, поголовье свиней - на 35 процентов.
Уменьшение поголовья сопровождалось снижением продуктивности
сельскохозяйственных животных. Удой молока на 1 корову, имевшуюся
на начало года в сельскохозяйственных предприятиях, упал с 3084 кг
в 1990 году до 2546 кг в 1999 году.
В инженерно - технической сфере агропромышленного комплекса
продолжается спад технического потенциала: удельные нагрузки на
машинно - тракторный парк возросли в отдельных районах в 1,5 - 2
раза по сравнению с 1991 годом, парк основных машин сократился на
30 - 35 процентов и составляет 65 - 70 процентов от потребности по
нормативам.
Разрушена материально - техническая основа роста
сельскохозяйственного производства. Как следствие несоблюдения
агротехнических сроков и технологии возделывания и уборки
сельскохозяйственных культур, невыполнения мелиоративных работ,
культуртехнических работ происходит снижение плодородия, падение
урожайности, увеличиваются потери урожая.
Объем поставки техники, в том числе по лизингу, не
обеспечивает достаточного обновления машинно - тракторного парка.
Из-за финансовых трудностей обновление происходит крайне низкими
темпами и составляет 0,8 - 1,5 процента при норме 10 - 12
процентов.
К числу объективных причин, приведших к падению объемов
производства продукции сельского хозяйства, следует отнести потери
сельского хозяйства, связанные с диспаритетом цен на промышленную
и сельскохозяйственную продукцию, неплатежами и дезинтеграцией
производства, обусловленными переходом к рыночным отношениям.
С целью смягчения негативных последствий переходного периода
на развитие сельскохозяйственного производства ежегодно из
республиканского бюджета Чувашской Республики выделялись
ассигнования. В рамках выделяемых средств были предприняты меры,
направленные на стабилизацию ситуации на региональном рынке
продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
Государственная поддержка осуществлялась по следующим
направлениям: выделялись бюджетные ассигнования на сохранение
плодородия почв, дотировалось производство животноводческой
продукции, создан республиканский лизинговый фонд, образован
республиканский фонд льготного кредитования птицеводческих
предприятий, свиноводческих комплексов и сельскохозяйственных
предприятий, специализирующихся на производстве животноводческой
продукции, производилась частичная компенсация процентов за
пользование коммерческими кредитами.
Принятые меры способствовали снижению темпов падения
сельскохозяйственного производства, а в 1999 году значительно
увеличилось количество прибыльных хозяйств.
Снижены отрицательные тенденции спада производства основных
видов продукции пищевой и перерабатывающей промышленности.
Принимались меры по техническому перевооружению, модернизации
производства, расширению ассортимента, организации выпуска
конкурентоспособной продукции на ряде предприятий. В результате
произошло увеличение объема выпуска кондитерских изделий,
безалкогольных напитков, пива.
Из-за недостатка сырья на крупных перерабатывающих
предприятиях республики снижено производство мяса, колбасных
изделий, из-за снижения платежеспособного спроса населения упало
производство масла животного и сыров жирных при увеличении объемов
производства цельномолочной продукции.
Результаты хозяйственной деятельности существенным образом
сказываются на платежеспособности сельскохозяйственных
предприятий. Несмотря на улучшение финансово - экономической
ситуации в 1999 году, продолжает расти кредиторская задолженность,
остается невысокой дисциплина исполнения договорных обязательств,
в том числе и по поставкам продукции в региональный
продовольственный фонд.
Таким образом, без повышения эффективности
сельскохозяйственного производства применение компенсационных
выплат по отдельным видам сельскохозяйственных предприятий даже в
сочетании с проведением политики льготного кредитования не
обеспечивает гарантированной стабилизации объемов производства
сельскохозяйственной продукции и финансовое оздоровление хозяйств.
Наряду с негативными тенденциями, находящими свое проявление в
современном сельскохозяйственном производстве, происходят
процессы, усугубляющие кризисное состояние агропромышленного
комплекса, определяющие его долговременный характер, например:
свертывание инвестиционной деятельности, разрушение
материально - производственной базы и снижение научно -
технического уровня сельского хозяйства;
обесценивание сельскохозяйственного труда, падение жизненного
уровня сельского населения и снижение качественного состава
руководителей и специалистов сельского хозяйства.
При сохранении сложившихся тенденций произойдут необратимые
процессы, что может привести к потере продовольственной и
экономической независимости.
Вместе с тем вышеназванные процессы протекают в условиях,
когда республика обладает достаточным агроприродным потенциалом,
способным обеспечить не только удовлетворение собственных
потребностей по основным видам, но и осуществлять вывоз отдельных
видов сельскохозяйственной продукции за пределы республики.
Перечисленный ряд проблем предопределяет создание эффективного
механизма управления агропромышленным комплексом в интересах
стратегического развития республики. Инструментом реализации
среднесрочных ориентиров отрасли будет данная Программа.
Содержание Программы
Основными целями развития агропромышленного комплекса на
предстоящий период являются недопущение спада производства и
создание условий для последующего роста с решением проблемы
удовлетворения потребности населения в основных, традиционных для
региона продуктах питания за счет местного производства и
уменьшения продовольственной и ресурсной зависимости от других
регионов. За этот период темпы роста производства должны составить
1 - 3 процента в среднем за год, необходимо завершить формирование
основ рыночной инфраструктуры, создать научные, технологические,
организационные и экономические предпосылки для устойчивого
развития агропромышленного комплекса. В последующие годы
агропромышленное производство должно перейти на динамичное
развитие с ежегодным приростом не менее 3 - 5 процентов.
Для достижения целей Программы необходимо сконцентрировать
ресурсы и усилия на следующих направлениях:
сохранение и постепенное наращивание ресурсного потенциала в
сельском хозяйстве (плодородие земель, поголовье животных,
племенное животноводство, семеноводство, машинно - тракторный
парк, прогрессивные технологии, кадры, капитальные вложения);
проведение целенаправленной финансовой политики в
агропромышленном комплексе: формирование системы
сельскохозяйственного кредита, обеспечивающего равный доступ
субъектов рынка к государственным кредитным ресурсам; создание
специализированных систем страхования, оказание действенной
государственной поддержки товаропроизводителям, использующим на
высоком уровне свой ресурсный потенциал;
проведение структурной политики: реструктуризация
неплатежеспособных сельскохозяйственных предприятий, концентрация
средств производства и земли в руках эффективных собственников,
создание интегрированных агропромышленных формирований;
дальнейшее развитие оптовых продовольственных рынков по
реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее
промышленной переработки;
увеличение производства экологически чистого зерна, картофеля,
овощей, хмеля и продуктов их переработки с учетом природных
особенностей районов республики.
В растениеводстве и земледелии для обеспечения
запланированного в Программе производства основных продуктов
сельского хозяйства предусмотрены мероприятия по повышению
плодородия почв, перечень которых изложен в приложении 1. Главная
цель проводимых мероприятий - недопущение дальнейшего снижения
плодородия земель.
Важнейшими задачами в условиях нашей республики являются
обеспечение прироста гумуса в почве, защита почв от эрозии,
повышение уровня питательных веществ, улучшение мелиоративного
состояния земель, а на этой основе - повышение продуктивности
сельскохозяйственных угодий.
Финансирование противоэрозионных работ из республиканского
бюджета Чувашской Республики будет осуществляться за счет средств
земельного налога, остающегося в распоряжении региона.
Увеличение производства продукции растениеводства планируется
за счет улучшения использования производственного потенциала и
роста урожайности сельскохозяйственных культур.
Выполнение мероприятий планируется при государственной
поддержке путем целевого финансирования ряда важнейших видов
работ.
В качестве источников финансирования будут задействованы
средства федерального и республиканского бюджетов, средства,
поступающие в счет уплаты земельного налога, собственные средства
сельхозтоваропроизводителей, кредиты банков и другие источники.
Конкретные объемы капиталовложений и операционных средств на
осуществление программы повышения плодородия почв по направлениям
и источникам финансирования могут уточняться.
Главным стратегическим направлением развития растениеводства
на период до 2003 года остается производство продовольственного и
фуражного зерна, возделыванием которого в республике занимаются
практически все сельскохозяйственные предприятия.
Валовой сбор зерна (в весе после доработки) колеблется от 333
тыс. тонн в неурожайном 1999 году до 910,7 тыс. тонн в 1997 году.
Средняя урожайность с 1 гектара за 1994 - 1999 годы составляет
17,9 центнера. Наиболее существенными причинами неэффективности
существующего производства зерновых культур являются несоблюдение
агротехнических требований, устаревшие технологии, изношенность
парка машин. Внедрение современных ресурсосберегающих технологий
возделывания зерновых культур позволит увеличить урожайность
зерновых и стабилизировать валовые сборы.
Основной задачей в области развития зернопроизводства является
достижение валового сбора зерна к 2003 году в объеме не менее 680
тыс. тонн. Достижение данного объема планируется за счет
интенсификации производства, предполагающего применение
технологических и экономических мер, позволяющих получать заданные
урожаи при складывающихся погодных условиях и оптимизация
структуры посевных площадей.
Производство картофеля является одной из важнейших отраслей
сельскохозяйственного производства Чувашской Республики.
Республика занимает одно из ведущих мест по валовому сбору
картофеля в сельскохозяйственных предприятиях среди регионов
России.
Выращенный в республике картофель реализуется за пределами
республики во многих регионах Российской Федерации. В связи с тем,
что картофель является высокорентабельной культурой, начиная с
1994 года наблюдается постепенное наращивание посевных площадей
под картофелем во всех категориях хозяйств - с 62,2 тыс. гектаров
до 67,6 тыс. гектаров в 1999 году.
Целью развития картофелеводства в республике является
увеличение валового сбора картофеля за счет расширения посевных
площадей, повышения урожайности и освоения прогрессивных
технологий возделывания.
Основными направлениями дальнейшего развития отрасли
картофелеводства в Чувашской Республике являются:
достижение объемов производства картофеля во всех категориях
хозяйств до 764 тыс. тонн на основе интенсификации отрасли;
испытание и внедрение в производство новых высокоурожайных
сортов;
внедрение высокоэффективных технологий производства картофеля
и картофелепродуктов.
Со стороны государственных органов будет оказано содействие
расширению рынков сбыта картофеля, привлечению инвестиций в
техническое перевооружение отрасли.
Хмель, как традиционная для Чувашской Республики культура,
возделывается на площадях, составляющих 80 процентов хмельников
Российской Федерации, и является незаменимым сырьем в пивоварении.
Поддержка в виде ассигнований из федерального бюджета в 1999
году позволила увеличить объемы выполненных работ, связанных с
программой "Хмель России", поднять валовой сбор хмеля по сравнению
с 1998 годом в 1,5 раза и улучшить качество продукции, в связи с
чем повысился спрос на нее у потребителей не только Чувашской
Республики, но и регионов России.
В 2000 году в республике хмель возделывается
сельскохозяйственными предприятиями на площади 1300 гектаров, из
них плодоносящей - 1195 гектаров.
В соответствии с Программой необходимо довести объем
производства хмеля до 1,1 тыс. тонн.
В связи с этим расширение производства хмеля на основе
дальнейшей интенсификации отрасли - создания и внедрения в
производство новых высокоурожайных сортов, современных эффективных
технологий и технологических средств по возделыванию и переработке
продукции является главным направлением в развитии этой важной
отрасли сельского хозяйства.
Финансирование расходов по хмелеводству осуществляется за счет
средств федерального и республиканского бюджетов, собственных
средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, привлечения
инвестиций в хмелеводство через участие в выставках и ярмарках.
Овощеводство в республике является высокорентабельной
отраслью. Развито производство овощей открытого и защищенного
грунта.
В хозяйствах республики защищенный грунт представлен зимними
ангарными и блочными теплицами со стекольным покрытием, весенними
теплицами с пленочным покрытием, а также наземными и углубленными
парниками. Основным производителем овощей защищенного грунта в
республике является ЗАО "Агрофирма Ольдеевская".
Основной целью развития овощеводства защищенного грунта
является увеличение производства овощей во внесезонный период за
счет комплексной реконструкции и технического перевооружения
отрасли на качественно новой основе с использованием
высокопродуктивных технологий, совершенствования конструкций
теплиц, систем машин и оборудования.
Намечается завершить внедрение малообъемных технологий,
позволяющих сократить ресурсопотребление, увеличить урожайность
овощей, снизить потери при уборке, сортировке, хранении.
Предусматривается ассортимент культур, обеспечивающий
реализацию овощной продукции с ранней весны до поздней осени.
Площади, занимаемые отдельными культурами, должны соответствовать
наличию технических средств и трудовых ресурсов для выполнения
всех технических операций в оптимальные сроки с высоким качеством.
Главным звеном рационального использования площадей
защищенного грунта является правильное построение
культурооборотов.
Целевой установкой программы в части развития овощеводства
является обеспечение населения городов и районов в течение всего
года овощами по доступным ценам, расширение ассортимента овощной
продукции и увеличение объемов реализации за пределы республики,
улучшение финансово - экономического состояния
сельхозтоваропроизводителей за счет реализации овощей, приносящих
по сравнению с другими сельскохозяйственными культурами на единицу
занимаемой площади большую денежную массу.
Для развития овощеводства республики предусматривается
проведение следующих мероприятий:
увеличение орошаемых площадей под овощными культурами для
обеспечения стабильных урожаев;
внедрение овощеводческими хозяйствами новых технологий
выращивания;
расширение энергоресурсосберегающих технологий выращивания
овощей на малообъемных субстратах, на многоярусной гидропонике;
привлечение инвестиций в развитие производства экологически
чистой продукции, реконструкцию существующих теплиц для
производства овощей защищенного грунта.
Дальнейшему наращиванию объемов производства и расширения
ассортимента овощей будет способствовать техническое переоснащение
существующей базы переработки и введение новых
овощеперерабатывающих предприятий с современными технологиями.
Конопля - некогда традиционная культура для Чувашской
Республики. В настоящее время коноплеводство, как отрасль,
находится в критической ситуации. Основная причина - отсутствие
семян безгашишных сортов конопли, слабая материально - техническая
база, не позволяющая соблюдать необходимые агротехнические приемы,
отсутствие глубокой переработки конопляного сырья.
Основной целью развития коноплеводства в республике является
стабилизация отрасли за счет создания единого комплекса по
селекции, производству, переработке и выпуску новых видов
продукции.
Государственная поддержка коноплеводства в настоящее время
представлена выделением дотации на производство конопли.
Предусматривается финансирование из республиканского и
федерального бюджетов, за счет внебюджетных источников и
собственных средств товаропроизводителей.
Кормопроизводство является основополагающей отраслью сельского
хозяйства, научно - технический уровень развития которой
определяет состояние животноводства и оказывает существенное
влияние на решение обострившихся проблем стабилизации и
биологизации земледелия, повышение плодородия почв и охрану
окружающей среды.
В условиях ограниченного ресурсного обеспечения
агропромышленного комплекса особенно возрастает роль
кормопроизводства в решении проблем обогащения почвы органическим
веществом и биологическим азотом, улучшении фитосанитарного
состояния посевов и физико - биохимических свойств, сохранении ее
от эрозии. Исключительная роль принадлежит кормопроизводству в
решении проблемы ресурсо-, энергосбережения и стабилизации
урожайности сельскохозяйственных культур.
При планировании структуры кормовых угодий в целях минимизации
затрат на производство животноводческой продукции планируется
увеличить долю дешевых и высокопитательных кормов, в том числе
посевов многолетних бобовых трав.
Для сокращения дефицита протеина в объемистых кормах
необходимо предусмотреть за счет увеличения в структуре укосных
площадей многолетних трав удельного веса клевера, люцерны,
эспарцета, других бобовых трав и травосмесей до 60 процентов,
перейти на многоукосное использование травостоев. За счет этих
факторов содержание сырого протеина в сырье из многолетних трав
повысится до 15 процентов. В структуре посевных площадей
однолетних трав долю бобовых и бобово - злаковых смесей увеличить
до 50 процентов, что позволит повысить содержание протеина в сухом
веществе в среднем на 14 процентов. Главным резервом увеличения
производства высокобелковых кормов на ближайший период остаются
рапс, соя, горох.
При этом повышение эффективности производства продукции
животноводства возможно при соблюдении условий, предусматривающих:
развитие полевого кормопроизводства;
повышение продуктивности природных кормовых угодий;
внедрение высокоэффективных технологий заготовки и хранения
кормов;
обеспечение семенами высоких репродукций
сельхозтоваропроизводителей;
комплексную механизацию технологических процессов в
кормопроизводстве.
При планировании структуры кормовых угодий в целях минимизации
затрат на производство животноводческой продукции планируется
увеличить долю дешевых и высокопитательных кормов, в том числе
посевов многолетних бобовых трав.
Развитие животноводства в Чувашской Республике требует
дальнейшего укрепления кормовой базы, улучшения уровня кормления
животных. К 2003 году необходимо произвести в сельскохозяйственных
предприятиях 669 тыс. тонн кормовых единиц. В этих целях предстоит
заготавливать сена 240 тыс. тонн, сенажа 430, силоса 420, соломы
330, кормовых корнеплодов 420, концентратов 220 тыс. тонн.
Достижение вышеназванных объемов производства кормов возможно
путем создания интенсивных зональных систем кормопроизводства,
обеспечивающих использование кормовой площади на основе увеличения
выхода кормов с каждого гектара. Одновременно с увеличением
объемов производства необходимо повысить их биологическую,
особенно протеиновую полноценность, внедрить новые технологии
производства высокопротеиновых энергонасыщенных кормов нового
поколения.
Ремонтно - обслуживающая база агропромышленного комплекса
теряет технологический уровень и отдаляется от сельского
хозяйства.
Ликвидирована государственная система комплексного инженерного
сервиса; образованные на их базе предприятия разобщены и не
нацелены на проведение единой технической политики в отрасли,
поэтому необходимо сформировать интегрированную, технически
оснащенную инженерную инфраструктуру обслуживания
агропромышленного производства, включающую:
ремонтно - техническую базу;
систему снабженческо - сбытового обеспечения;
систему информационно - консультационного обслуживания;
систему кадрового обеспечения;
систему поощрительных мер.
Для повышения эффективности работы агропромышленного комплекса
и вывода его из затянувшегося кризиса необходимо в сжатые сроки
сформировать качественно новый машинно-тракторный парк, основной
частью которого должна стать техника нового поколения.
Приоритетными направлениями бюджетной поддержки в республике
должны стать техническое перевооружение сельского хозяйства на
основе выделения финансовых средств из республиканского бюджета
Чувашской Республики для приобретения техники на основе лизинга
ежегодно в сумме 30 - 35 млн. рублей, создания ремонтного фонда
сельскохозяйственной техники ежегодно в сумме 25 млн. рублей.
Выделяемые бюджетные средства на начальных этапах будет
направляться на пополнение и восстановление машин сегодняшнего
поколения и сложившихся технологий с введением в его состав
агрегатов нового технико - технологического уровня, в дальнейшем
обеспечив качественное переоснащение системы технологий и машинно
- тракторного парка на базе универсальной, многофункциональной,
ресурсосберегающей, экологически безопасной и адаптированной к
условиям производства техники.
Распространение получит применение на животноводческих фермах
и комплексах установок по получению жидких удобрений и
биологического газа, который будет использоваться в инфракрасных
излучателях для обогрева помещений и подготовки горячей воды.
Основными источниками технического перевооружения
сельхозтоваропроизводителей будут средства федерального и
республиканского лизинговых фондов, собственные источники
предприятий и кредитные ресурсы.
Для успешного развития системы технического сервиса
необходимо:
развить сеть машинно - технологических станций и обеспечить ее
сельскохозяйственной техникой нового уровня;
строить экономические отношения с сельхозтоваропроизводителями
на принципе равноправного партнерства и справедливого
распределения дохода от произведенной продукции;
установить полную ответственность агросервисных предприятий
перед сельхозпроизводителем за качество реализуемой техники,
предпродажное, гарантийное и послегарантийное обслуживание,
обеспечение запасными частями в период эксплуатации машин;
создать условия для своевременного выполнения
сельскохозяйственных технологий путем качественного технического
обслуживания и ремонта техники в межсезонный период, оперативно
устранять отказы в гарантийный период;
для сохранения и более эффективного использования потенциала
имеющихся специализированных машиностроительных предприятий в
Чувашской Республике размещать заказы на конкурсной основе на
производство технологических комплексов и оборудования для
возделывания хмеля, культиваторов, рыхлителей, копалок, косилок,
кормоуборочных машин и другого оборудования.
В перспективе с учетом хронического отставания
технологического и технического уровней производства предприятий
перерабатывающей промышленности необходимо принять комплекс
действенных мер по всемерному развитию отрасли и ее техническому
переоснащению.
Планируется разработать и освоить новые технологии, обеспечить
приобретение комплектов технических средств, позволяющих добиться:
интенсификации процессов переработки при сокращении ресурсо- и
энергозатрат на производство единицы продукции;
внедрения безотходных, экологически безопасных технологий;
расширения ассортимента продукции за счет внедрения технологий
производства продукции лечебно - профилактического питания,
продуктов национальной рецептуры;
внедрения новых видов и форм упаковки;
повышения уровня механизации и автоматизации технологических
процессов, постепенной модернизации технической базы
перерабатывающих предприятий.
Техническое перевооружение исходит из целей преобразования
пищевой и перерабатывающей промышленности в наиболее
конкурентоспособную отрасль агропромышленного комплекса, используя
для этого как собственные средства предприятий, так и средства,
привлеченные за счет инвестиций, в том числе иностранных.
Для повышения эффективности работы агропромышленного комплекса
и вывода его из затянувшегося кризиса необходимо в сжатые сроки
сформировать качественно новый машинно - тракторный парк, основной
частью которого должна стать техника нового поколения.
Приоритетными направлениями государственной поддержки станут
техническое перевооружение сельского хозяйства на основе выделения
финансовых средств из республиканского бюджета Чувашской
Республики для приобретения техники по лизингу, создания
ремонтного фонда сельскохозяйственной техники.
Основными источниками технического перевооружения
сельхозтоваропроизводителей будут собственные средства,
федеральный и республиканский лизинговые фонды, кредитные ресурсы.
Машинно - технологические станции должны стать основной формой
интеграции обслуживающего производства с сельскохозяйственными
товаропроизводителями и формой концентрации капитала и
производства в условиях ограниченности ресурсов. В перспективе
планируется оснащение в течение 1 - 2 лет ряда машинно -
технологических станций за счет средств местного бюджета и средств
инвесторов.
Техническое перевооружение пищевой и перерабатывающей
промышленности должно исходить из целей ее преобразования в
наиболее конкурентоспособную отрасль агропромышленного комплекса,
с использованием для этого как собственных средств предприятий,
инвестиций, так и заемных средств.
В целях придания данному процессу динамичного характера в
Программе предлагается предусмотреть компенсацию из
республиканского бюджета Чувашской Республики части процентов за
пользование кредитами, предоставляемыми коммерческими банками на
приобретение техники и оборудования предприятиями
агропромышленного комплекса.
В области финансово - кредитной политики усилия
государственных органов будут сконцентрированы на:
государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей,
способных обеспечить наибольшую отдачу на вложенные средства;
сохранении предоставления сельхозтоваропроизводителям дотаций
и компенсаций с приданием им системного характера, стимулирующих
производство важнейших видов сельскохозяйственной продукции и
сглаживающих диспаритет цен;
проведении комплекса мер по финансовому оздоровлению
сельскохозяйственных предприятий, в том числе путем
реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей перед
бюджетами всех уровней и внебюджетными фондами;
развитии системы страхования и кредитной кооперации;
организации привлечения инвестиций в агропромышленный
комплекс.
В области институциональной политики планируется оказание
содействия созданию интегрированных агропромышленных формирований,
развитию личных подсобных хозяйств, созданию эффективной
информационной системы в агропромышленном комплексе.
Важными направлениями повышения эффективности
агропромышленного комплекса будут совершенствование рыночной
инфраструктуры и создание интеграционных связей
сельхозтоваропроизводителей с перерабатывающими и обслуживающими
предприятиями, позволяющие производить продукцию, организовывать
ее переработку и сбыт, развитие системы оптовых продовольственных
и материально - технических рынков, служб маркетинга и ценового
мониторинга.
Развитие агропромышленной интеграции необходимо для полного
использования имеющихся производственных мощностей, преодоления
локального монополизма в области переработки, обслуживания,
торговли, привлечения инвестиций в аграрный сектор, что является
одной из важнейших задач Министерства сельского хозяйства и
продовольствия Чувашской Республики.
Основными факторами, способствовавшими развитию
агропромышленной интеграции, являются усиление государственного
регулирования отраслей агропромышленного комплекса, накопление и
концентрация капитала в них, а также повышение значимости в
конечной продукции агропромышленного комплекса
несельскохозяйственных отраслей.
Основным направлением деятельности государственных органов в
2001 - 2003 годах в указанной области реформирования
агропромышленного комплекса станет разрешение возникших проблем,
включая следующие меры:
предоставление равных условий деятельности всем формам
хозяйствования, в том числе и личным подсобным хозяйствам;
содействие процессам вертикальной и горизонтальной кооперации
и интеграции сельхозтоваропроизводителей, крестьянских
(фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств с
перерабатывающими и обслуживающими предприятиями;
создание условий для концентрации сельскохозяйственных земель
и капитала у наиболее эффективных пользователей;
содействие формированию различных союзов и ассоциаций
товаропроизводителей и передача им по мере становления отдельных
функций регулирования рынков;
завершение создания информационной системы в агропромышленном
комплексе, позволяющей эффективно получать, обрабатывать и
распространять данные о состоянии аграрного сектора,
агропродовольственных рынков, положении сельского населения и
другой информации;
правовая и организационная поддержка таких рыночных форм, как
форвардные и фьючерсные контракты, биржи и аукционные торги;
разработка с учетом селообразующего характера
сельскохозяйственного производства механизма государственной
поддержки сельского населения на сельскохозяйственных территориях.
Предполагается развивать расширившиеся за годы реформ личные
подсобные хозяйства, обеспечивая им доступ к мерам государственной
поддержки, предусматривать социальные льготы, организовать
взаимодействие сельскохозяйственных предприятий и личных подсобных
хозяйств на основе сотрудничества, кооперации по использованию,
ремонту и обслуживанию сельскохозяйственной техники, реализации и
переработке сельскохозяйственной продукции.
Направлением в развитии сельских территорий станет
формирование среды обитания и жизнедеятельности для сельского
товаропроизводителя, восстановление, развитие и обеспечение
содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры
села.
Предусматривается продолжить передачу объектов социальной
сферы с баланса сельскохозяйственных предприятий органам местного
самоуправления.
На балансе сельскохозяйственных предприятий находится 568 км
внутрихозяйственных автомобильных дорог с твердым покрытием. Для
поддержания их в работоспособном состоянии и строительства новых
внутрихозяйственных автодорог в Программе предусмотрены
соответствующие мероприятия с финансированием из республиканского
и местного бюджетов и за счет собственных средств
сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Планируется возведение новых объектов социальной сферы и
инженерного обустройства сельских территорий:
по жилищному и социально - культурному строительству - за счет
намечаемых кредитов из федерального бюджета, средств населения,
республиканского бюджета Чувашской Республики и собственных
средств предприятий и организаций, а также субвенций на
индивидуальное жилищное строительство. Рекомендовать органам
местного самоуправления направлять на строительство социального
жилья 10 процентов от бюджетов развития районов;
по строительству автомобильных дорог - за счет средств
республиканского, местного бюджетов, собственных средств
предприятий и других внебюджетных источников;
по строительству объектов сельской электрификации и
газификации - за счет федерального, республиканского и местного
бюджетов, собственных средств предприятий и других внебюджетных
источников.
Финансирование мероприятий развития сельских территорий за
счет федерального бюджета будет осуществляться в рамках
разрабатываемой Министерством сельского хозяйства Российской
Федерации программы "Социальное развитие села до 2010 года".
В целях социальной защиты населения необходимо усилить роль
государства в области социального развития деревни, что
предполагает существенную корректировку всей аграрной политики в
целях поддержки отечественного сельскохозяйственного
товаропроизводителя и увеличения государственного финансирования
социальных программ на селе.
В целях развития научно - технического потенциала
сельскохозяйственных предприятий во всех разделах Программы
предусматривается финансирование расходов по проведению научно -
исследовательских работ, опытно - конструкторских разработок и
внедрению их в производство.
В развитие реформ планируется начать кардинальную перестройку
аграрного образования, разработку концептуальных основ
функционирования аграрных образовательных учреждений с учетом их
организационно - правовых, методических, финансовых и материально
- технических механизмов, позволяющих активизировать подготовку,
переподготовку и повышение квалификации специалистов и
руководителей, рабочих кадров, способных обеспечить эффективность
агропромышленного производства. Основные направления развития
агропромышленного производства, ресурсное обеспечение и конкретные
мероприятия, предусмотренные Программой, указаны в приложении 1.
Источники и объемы финансирования Программы
Современная инвестиционная политика в аграрном секторе
экономики направлена на создание благоприятной среды для
расширения внебюджетных источников финансирования с привлечением
частных инвестиций на основе дальнейшего совершенствования
нормативно - законодательной базы и государственной поддержки
эффективных инвестиционных проектов.
В Программе предусматриваются следующие источники
финансирования:
средства республиканского бюджета Чувашской Республики,
федерального бюджета;
средства производителей (прибыль и амортизация), которые в
обязательном порядке должны учитываться при рассмотрении бюджетных
заявок предприятий;
инвестиционные кредиты с отбором финансируемых проектов на
конкурсной основе;
долгосрочные кредиты коммерческих банков под залог
недвижимости и земли. Предусматривается проведение ряда
экспериментов по ипотечному кредитованию;
средства предприятий других отраслей, частных и иностранных
инвесторов.
В сельском хозяйстве инвестиции следует осуществлять прежде
всего под целевые программы, предусматривающие повышение
плодородия земель, поддержку племенных и семеноводческих хозяйств,
техническое оснащение и перевооружение сельскохозяйственных,
обслуживающих, пищевых и перерабатывающих предприятий, научно -
исследовательские работы.
Объем бюджетных затрат по Программе на финансирование развития
агропромышленного комплекса за годы ее реализации составит 2769,59
млн. рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 1019,53 млн. рублей;
республиканский бюджет - 1627,02 млн. рублей
Чувашской Республики;
местный бюджет - 123,04 млн. рублей;
кроме того,
внебюджетные источники - 3028,92 млн. рублей;
всего на реализацию Программы - 5798,51 млн. рублей
Конкретные объемы затрат капитального характера по годам будут
уточняться с учетом бюджетной обеспеченности на финансовый год.
При оказании государственной поддержки организациям
агропромышленного комплекса будет учитываться эффективность
ведения финансово - хозяйственной деятельности и осуществляться
контроль за целевым использованием выделяемых бюджетных средств,
своевременностью возврата средств, выделяемых на возвратной
основе.
Объемы и источники финансирования Программы по основным
разделам указаны в приложении 2, в разрезе направлений и
источников финансирования - в приложении 3.
Оценка эффективности Программы
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой,
обеспечит сохранение и наращивание ресурсного потенциала,
проведение целенаправленной финансовой, структурной политики,
освоение высоких технологий, достижение производства во всех
категориях хозяйств к окончанию срока действия Программы: зерна -
до 680 тыс. тонн, картофеля - до 764 тыс. тонн, овощей - до 172
тыс. тонн, хмеля - до 1,1 тыс. тонн, конопли - до 2,9 тыс. тонн,
молока - до 490 тыс. тонн, мяса скота и птицы - до 106 тыс. тонн,
яиц - до 270 млн. штук.
Основные показатели по реализации Программы указаны в
приложениях 4 - 9.
Общая эффективность Программы определяется индуцированным в
прочих отраслях экономики республики спросом на факторы
производства, ростом занятости, ростом доходов населения,
вызванных реализацией Программы.
Программа реализуема в системе параметров, обоснованных в
процессе инвестиционного анализа при условии реализации механизмов
его стимулирования.
Программа привлекательна для инвестиций при условии
обеспечения государственных гарантий возврата кредитуемых сумм.
Основными показателями развития агропромышленного производства
станут не только рост объемов производства, но и устойчивое
увеличение доходов комплекса в целом, сельского хозяйства и других
его отраслей, предприятий и работников, за счет чего будет
обеспечен вклад в увеличение валового внутреннего продукта.
Механизм управления и реализации Программы
Механизм реализации Программы включает широкий спектр
организационных и экономических мер. Предусматривается
использовать такие рычаги экономической политики как финансово -
кредитный механизм, государственно - контрактная система,
налоговое регулирование, лизинг, государственное регулирование цен
и тарифов, субсидии и ассигнования из госбюджета, иностранные
инвестиции, институциональные преобразования и реструктуризация
предприятий.
С учетом важности выполнения данной Программы
предусматривается принятие необходимых постановлений и
распоряжений Кабинета Министров Чувашской Республики.
Основу экономического механизма управления Программой
составляет региональная консолидация многоканального
финансирования мероприятий - из федерального бюджета,
республиканского бюджета Чувашской Республики, местного бюджета,
внебюджетных средств, собственных средств участников Программы,
иностранных инвестиций и иных источников.
Распределение капитальных вложений будет уточняться по годам
при составлении бюджетной заявки на очередной год. Выделение
инвестиционных кредитов на конкурсной основе, а также
использование собственных средств предприятий - претендентов,
принимающих участие в финансировании проектов Программы, будет
осуществляться в установленном порядке при представлении бизнес -
планов.
При сокращении объемов бюджетного финансирования работ
государственный заказчик рассматривает вопрос о дополнительных
мерах по привлечению внебюджетных источников для выполнения работ
в установленные сроки.
Источником финансирования Программы могут являться целевые
кредиты банков, предоставляемые под государственные гарантии. В
качестве гарантий под инвестиции Кабинет Министров Чувашской
Республики может представить акции предприятий, находящиеся в
государственной собственности Чувашской Республики.
Управление реализацией Программы осуществляется
государственным заказчиком - Министерством сельского хозяйства и
продовольствия Чувашской Республики.
Контроль и анализ хода реализации Программы от имени
государственного заказчика осуществляет Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Чувашской Республики по всему комплексу
соответствующих программных мероприятий независимо от источников
финансирования.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Чувашской
Республики:
координирует действия заинтересованных органов исполнительной
власти по выполнению мероприятий Программы, обеспечивает их
взаимодействие;
разрабатывает и реализует мероприятия по привлечению
финансовых, кредитных, материальных и других видов ресурсов,
направляемых на обеспечение предусмотренных Программой направлений
государственной поддержки;
подготавливает и представляет ежегодно в установленном порядке
заявки на ассигнования из республиканского бюджета Чувашской
Республики, другие обоснованные материалы, необходимые для
реализации конкретных направлений государственной поддержки,
предусмотренных Программой в соответствующем финансовом году;
совместно с Министерством финансов Чувашской Республики
обеспечивает текущий контроль за рациональным и целевым
использованием финансовых, кредитных, материальных и других видов
ресурсов, выделяемых соответствующим организациям на выполнение
работ и мероприятий по реализации Программы;
обеспечивает координацию реализации Программы с другими
программами, реализуемыми на территории Чувашской Республики.
------------------------------------------------------------------
Дополнительно