Правительство Чувашской Республики
официальный сайт

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 июля 2001 г. N 163 О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В целях обеспечения устойчивого социально - экономического развития, повышения финансовой самостоятельности Чувашской Республики, реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами в Чувашской Республике Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития налогового потенциала Чувашской Республики (далее - Концепция). 2. Министерству финансов Чувашской Республики совместно с Министерством экономики Чувашской Республики осуществлять формирование республиканского бюджета Чувашской Республики на 2002 год и последующие годы с учетом положений Концепции. 3. Рекомендовать органам местного самоуправления проводить социально - экономическую политику и формирование местных бюджетов исходя из основных положений Концепции. 4. Предложить Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике и Территориальному органу Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Чувашской Республике в рамках реализации Соглашений о взаимодействии, заключенных с Кабинетом Министров Чувашской Республики, организовать работу в соответствии с направлениями Концепции. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Э.АБЛЯКИМОВ Утверждена постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 18.07.2001 N 163 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Введение Концепция развития налогового потенциала Чувашской Республики (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и направления государственной политики Чувашской Республики в отношении формирования и развития налогового потенциала, обеспечивающего устойчивый рост экономики и социальной сферы, усиление мобилизующей роли бюджета и повышение финансовой самостоятельности республики, создание сбалансированной и стабильной налоговой системы. Под налоговым потенциалом Чувашской Республики в Концепции понимается совокупность возможных налоговых поступлений в бюджеты Чувашской Республики. Одним из важнейших направлений экономических преобразований в Чувашской Республике на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления общественными финансами, что может быть достигнуто на основе дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала. В связи с этим назрела необходимость проведения оценки хода реформирования налоговой системы Чувашской Республики, объема и структуры поступлений налогов и сборов и резервов их мобилизации в республиканский и местные бюджеты Чувашской Республики. Необходимость Концепции диктуется следующими обстоятельствами: а) развитие рыночных отношений и реформирование экономики, что требует обновления механизмов реализации социально - экономической политики, в том числе на региональном уровне; б) появление благоприятных экономических условий для увеличения налогового потенциала и повышения устойчивости бюджетной системы Чувашской Республики, связанных со стабилизацией макроэкономической ситуации и формированием новых правил межбюджетных отношений; в) осуществление налоговой реформы и внесение изменений в законодательство о налогах и сборах на федеральном уровне, что предопределяет проведение соответствующей работы по совершенствованию законодательства Чувашской Республики о налогах и сборах; г) отсутствие в действующих нормативных актах четких критериев, позволяющих организовать работу по развитию налогового потенциала на республиканском и муниципальном уровнях. В рамках намеченных целей социально - экономического развития предстоит реализовать качественно новый этап реформирования налоговой системы, направленный на концентрацию усилий по развитию налогового потенциала. Раздел 1. Оценка состояния налогового потенциала Чувашской Республики Налоговые преобразования, проведенные в Чувашской Республике в рамках реформирования налоговой системы на федеральном уровне, способствовали созданию благоприятного налогового и инвестиционного климата. В республике введены налог с продаж, упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства, единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности с одновременной отменой множества малоэффективных и трудоемких в исчислении, учете и налоговом администрировании местных налогов и сборов. В целях повышения заинтересованности предприятий, кредитных учреждений в инвестировании реального сектора экономики, создания новых производств и рабочих мест, социальной защиты населения практикуется предоставление льгот по ряду налогов, в том числе по налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на имущество предприятий, налогу с продаж. Активно используются возможности предоставления государственной поддержки предприятий в виде налоговых отсрочек, реструктуризации задолженности по платежам в бюджет. В 2000 году в республике провели реструктуризацию и получили отсрочку по платежам в бюджет 222 предприятия на сумму 541 млн. рублей. Налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации на постоянной основе ведется работа с налогоплательщиками по исполнению ими обязанности по уплате налогов и сборов, предпринимаются меры по снижению и ликвидации налоговой задолженности. В целях качественного обеспечения сбора налоговых платежей с 1999 года ведется единый государственный реестр налогоплательщиков Чувашской Республики, ежемесячно проводится мониторинг уплаты налогов и сборов крупными налогоплательщиками. Активно осуществляются меры по финансовому оздоровлению предприятий. Так, в результате проведения процедур конкурсного производства и внешнего управления за 1998 - 2000 годы в бюджеты Чувашской Республики поступило около 100 млн. рублей. Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики государства и направлена на превращение бюджета в подлинный инструмент финансового оздоровления экономики и развития отечественных товаропроизводителей. В рамках начатого в 1994 году на федеральном уровне реформирования межбюджетных отношений Чувашская Республика в 1995 году приступила к реформе межбюджетных отношений между республиканским бюджетом Чувашской Республики и бюджетами районов и городов, основными целями которой стали усиление заинтересованности органов государственной власти и органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов бюджета и повышение ответственности за результаты социально - экономического развития, сбалансированность бюджета и бюджетную обеспеченность. Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Чувашской Республики в 2000 году сложилась следующим образом. Доходная часть консолидированного бюджета Чувашской Республики формируется преимущественно за счет налоговых доходов. Удельный вес налоговых доходов в составе собственных доходов бюджета в 2000 году составил 92,6 процента. На формирование неналоговых доходов бюджетов Чувашской Республики определяющее влияние оказывает использование государственной и муниципальной собственности. Работа по повышению эффективности управления государственным имуществом проводится в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31 августа 1999 г. N 196, Концепцией оценки стоимости государственного и муниципального имущества в Чувашской Республике, утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 марта 2001 г. N 24, Законом Чувашской Республики "Об управлении государственной собственностью Чувашской Республики", Положением об управлении и распоряжении государственной собственностью Чувашской Республики, утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 2 июля 2001 г. N 151. Основная доля налоговых доходов приходится на налог на доходы физических лиц (21,5 процента), налог на прибыль предприятий и организаций (20,1 процента), налог с продаж (14,4 процента), налог на имущество предприятий (14 процентов) и акцизы (10 процентов). В структуре налоговых доходов сохраняется высокая доля федеральных налогов - 62 процента, доля республиканских налогов составляет 30,6 процента, местных - 7,4 процента. Оценка налоговых доходов в территориальном разрезе свидетельствует о том, что 76,1 процента всех поступлений дают города, среди городов 74 процента платежей приходится на г. Чебоксары. Среди районов по значению в формировании налоговых доходов выделяются Чебоксарский (2,7 процента), Ядринский (2,4 процента) и Марпосадский (2,3 процента). Доля остальных районов существенно ниже. Анализ структуры налоговых доходов по отраслям экономики показывает, что более половины (52 процента) поступлений обеспечивает промышленность, 12,2 процента - торговля и общественное питание, 6,3 процента - строительство, 4,5 процента - транспорт, по 2,5 процента - сельское хозяйство и связь, 2,3 процента - жилищно - коммунальное хозяйство. В объеме налоговых поступлений, которые дает промышленность, основная доля приходится на налоговые платежи предприятий машиностроения и металлообработки (31,1 процента), пищевой (28,9 процента), химической промышленности (12,9 процента) и электроэнергетики (11,2 процента). Темпы роста задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Чувашской Республики к концу 2000 года по сравнению с его началом составили 144,8 процента. Важное значение использования резервов мобилизации налоговых доходов, связанных с погашением задолженности, подтверждает тот факт, что к концу 2000 года задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет Чувашской Республики составила 18,2 процента от фактически поступивших в течение года налогов и сборов. Качественный состав задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Чувашской Республики показывает, что почти половина задолженности приходится на начисленные пени и штрафы, что требует проведения серьезной работы по ее реструктуризации. Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что недостатком налоговой системы является множественное количество законов и подзаконных актов, которые зачастую не имеют единого трактования содержащихся в них норм и противоречат друг другу, что может стать препятствием в создании прозрачной налоговой системы как в целом для налогоплательщиков, так и для инвесторов в частности. Таким образом, основной акцент при решении задач укрепления и усиления доходной базы республики целесообразно сделать на повышении доходов населения, создании условий рентабельной работы и укреплении финансово - экономического положения предприятий и организаций, всесторонней государственной поддержке предприятий агропромышленного комплекса, развитии рынка недвижимости и учете подлежащего налогообложению имущества предприятий и физических лиц. Необходимо задействовать также резервы расширения потребительского рынка и сферы услуг, развития предпринимательского сектора экономики. В целях наиболее полной мобилизации налоговых доходов в бюджеты Чувашской Республики необходимо на основе проведения постоянного мониторинга задолженности, ее структуры и динамики принятие активных мер налогового администрирования для ее снижения и ликвидации. Раздел 2. Цели и задачи Концепции Реализация Концепции направлена на достижение следующих целей: осуществление налоговой реформы, создание рациональной и стабильной налоговой системы, позволяющей максимально использовать налоговый потенциал республики для обеспечения динамичных темпов социально - экономического развития; обеспечение устойчивого роста налоговых поступлений в бюджетную систему Чувашской Республики за счет увеличения числа объектов налогообложения и оптимизации структуры налоговых платежей. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: формирование эффективной системы межбюджетных отношений путем ее дальнейшего реформирования; совершенствование законодательства Чувашской Республики о налогах и сборах, его упрощение и систематизация; проведение регулярного анализа налогового потенциала республики для определения возможных путей его развития; оптимизация налоговых льгот; совершенствование налогового администрирования с целью повышения фактической собираемости налогов и сборов; стимулирование развития реального сектора экономики, создание благоприятного инвестиционного климата в республике; повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса населения, содействие развитию потребительского рынка и сферы платных услуг населению; развитие рынка недвижимости. Раздел 3. Основные направления реализации Концепции развития налогового потенциала Чувашской Республики Анализ современного состояния налоговой системы Чувашской Республики и намечаемой стратегии осуществления налоговой реформы в Российской Федерации позволяет определить следующие основные направления реализации Концепции: 3.1. Осуществление социально - экономической политики, обеспечивающей: последовательное повышение уровня жизни населения, высокую степень занятости и усиление адресности социальной поддержки населения, что должно способствовать росту поступлений налогов на доходы и имущество физических лиц; проведение целенаправленной работы с градообразующими и бюджетообразующими предприятиями, являющимися основными налогоплательщиками в республиканский и местные бюджеты Чувашской Республики, с целью улучшения результатов их финансово - хозяйственной деятельности, существенного сокращения задолженности по налоговым платежам, своевременной уплаты текущих платежей, увеличения поступлений налога на прибыль и других видов налогов; активизацию мер по финансовому оздоровлению убыточных предприятий, в том числе с применением процедур их реформирования и реорганизации, привлечения внешних инвесторов, укрепления менеджмента и содействия в подготовке кадров, отвечающих современным требованиям рыночной экономики, продажи имущества эффективному собственнику, введения внешнего управления и других процедур, предусмотренных действующим законодательством о банкротстве (несостоятельности) организаций. Рентабельная работа предприятий и сокращение числа убыточных предприятий должны стать важным фактором роста поступлений в республиканский и местные бюджеты Чувашской Республики налога на прибыль; стабильные условия деятельности инвесторов и стимулирование привлечения инвестиций на территорию Чувашской Республики, реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, создание новых предприятий и производств, расширение числа рабочих мест в целях увеличения количества налогоплательщиков, повышения конкурентоспособности действующих предприятий и улучшения их финансового положения; создание благоприятного инвестиционного и делового климата, способствующего ускорению темпов развития малого и среднего предпринимательства и повышению доли налоговых поступлений в республиканский и, особенно, в местные бюджеты, получаемых от предпринимательского сектора, развитие объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, расширение доступа предпринимателей к информационным ресурсам, принятие действенных мер по преодолению административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности; инвентаризацию и максимально полный учет объектов недвижимости, подлежащих налогообложению, развитие рынка недвижимости, в первую очередь, рынка жилья, проведение кадастровой оценки земель, вовлечение земель в хозяйственный оборот и их эффективное использование; содействие развитию потребительского рынка и расширению сферы платных услуг населению путем предоставления необходимых помещений, земельных участков, привлечения инвестиций; повышение социальной привлекательности торговых точек на рынках, преобразование рынков в торговые центры, усиление контроля за работой рынков, развитие оптовой торговли; проведение обязательной сертификации услуг розничной торговли, общественного питания, парикмахерских, ремонта и технического обслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов; создание необходимых условий для увеличения производства и реализации подакцизных товаров (в первую очередь ликеро - водочных изделий), стабильной работы и укрепления конкурентных позиций предприятий, производящих данную продукцию. 3.2. Дальнейшее реформирование межбюджетных отношений между республиканским бюджетом Чувашской Республики и бюджетами районов и городов, направленное на усиление заинтересованности органов местного самоуправления в увеличении собственного экономического и налогового потенциала, на основе: разграничения (закрепления) и распределения на постоянной основе по нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Чувашской Республики; распределения и закрепления расходных полномочий бюджетов по уровням бюджетной системы Чувашской Республики путем максимального сокращения совместно финансируемых расходов и соблюдения условий полной компенсации увеличения расходов, снижения (выпадения) доходов по решениям органов государственной власти Чувашской Республики; предоставления средств фонда финансовой помощи на основе прозрачных процедур и формул исходя из эффективности налоговых усилий органов местного самоуправления, объективных критериев их бюджетной обеспеченности; максимальной стабильности формул и принципов предоставления средств фонда финансовой помощи, позволяющей органам местного самоуправления самостоятельно прогнозировать социально - экономическое развитие муниципального образования на перспективу; равенства бюджетных прав Чувашской Республики и бюджетных прав муниципальных образований; равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с республиканским бюджетом Чувашской Республики. 3.3. Совершенствование налогового законодательства Чувашской Республики путем: инвентаризации актов законодательства Чувашской Республики о налогах и сборах с целью их систематизации в единый закон о вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации; упорядочения и сокращения неэффективных налоговых льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем участникам экономической деятельности, которые не пользуются налоговыми привилегиями; введения новых или отмены существующих налогов и сборов, изменения налоговых ставок в соответствии с требованиями Налогового кодекса Российской Федерации, вносимыми в него изменениями и дополнениями; проведения анализа эффективности взимания единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности с целью подготовки предложений по стимулированию развития предпринимательской деятельности и увеличению поступления налога в бюджеты республики. Налоговая реформа предусматривает снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков за счет налога на прибыль предприятий и налога на доходы физических лиц, что должно стать дополнительным стимулом для развития предпринимательской активности и роста платежеспособного спроса населения. В ближайшие годы намечается повышение фискального значения имущественных налогов, роль которых в формировании республиканского и местных бюджетов Чувашской Республики существенно повысится. 3.4. Улучшение налогового администрирования и сужение возможностей для уклонения от налогообложения путем: установления жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и резкого усиления мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение; усиления контроля за движением наличных средств в легальном секторе и перекрытия каналов их перетока в теневой сектор через торговлю и оказание услуг за наличный расчет, что требует обеспечения регулярных проверок соблюдения правил торговли и оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения, использования контрольно - кассовых машин; усиления контроля за реализацией алкогольной продукции; реализации мер по повышению собираемости налоговых платежей, обеспечению полного поступления начисленных налогов и сборов; осуществления налоговыми органами ежемесячного мониторинга по крупным налогоплательщикам; проведения целенаправленной работы с предприятиями - недоимщиками по погашению накопленной задолженности по начисленным налогам, пеням и штрафам, в том числе через осуществление реструктуризации задолженности юридических лиц по платежам в бюджеты всех уровней; осуществления ранней диагностики недоимки по тем предприятиям, которые, пользуясь предоставленным налоговым законодательством правом, открывают счета в проблемных банках, расположенных за пределами Чувашской Республики; списания безнадежной к взысканию недоимки, проведения процедур банкротства и исключения из единого государственного реестра налогоплательщиков; применения мер административной ответственности к руководителям организаций - недоимщиков. Раздел 4. Ожидаемые результаты реализации Концепции развития налогового потенциала Чувашской Республики Реализация Концепции позволит: повысить инвестиционную привлекательность республики и увеличить объем поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет Чувашской Республики; обеспечить рост числа налогоплательщиков и объектов налогообложения; существенно сократить недоимку по налогам и сборам, а также задолженность по начисленным пеням и штрафам; рационально реформировать налоговую систему Чувашской Республики; максимально использовать налоговый потенциал Чувашской Республики для эффективного и устойчивого развития экономики и социальной сферы. ------------------------------------------------------------------