О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ"
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 2001 г. N 163
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
В целях обеспечения устойчивого социально - экономического
развития, повышения финансовой самостоятельности Чувашской
Республики, реализации Программы реформирования системы управления
общественными финансами в Чувашской Республике Кабинет Министров
Чувашской Республики постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития налогового
потенциала Чувашской Республики (далее - Концепция).
2. Министерству финансов Чувашской Республики совместно с
Министерством экономики Чувашской Республики осуществлять
формирование республиканского бюджета Чувашской Республики на 2002
год и последующие годы с учетом положений Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления проводить
социально - экономическую политику и формирование местных бюджетов
исходя из основных положений Концепции.
4. Предложить Управлению Министерства Российской Федерации по
налогам и сборам по Чувашской Республике и Территориальному органу
Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и
банкротству в Чувашской Республике в рамках реализации Соглашений
о взаимодействии, заключенных с Кабинетом Министров Чувашской
Республики, организовать работу в соответствии с направлениями
Концепции.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
Э.АБЛЯКИМОВ
Утверждена
постановлением
Кабинета Министров
Чувашской Республики
от 18.07.2001 N 163
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Введение
Концепция развития налогового потенциала Чувашской Республики
(далее - Концепция) определяет основные цели, задачи и направления
государственной политики Чувашской Республики в отношении
формирования и развития налогового потенциала, обеспечивающего
устойчивый рост экономики и социальной сферы, усиление
мобилизующей роли бюджета и повышение финансовой самостоятельности
республики, создание сбалансированной и стабильной налоговой
системы.
Под налоговым потенциалом Чувашской Республики в Концепции
понимается совокупность возможных налоговых поступлений в бюджеты
Чувашской Республики.
Одним из важнейших направлений экономических преобразований в
Чувашской Республике на среднесрочную перспективу является
повышение эффективности управления общественными финансами, что
может быть достигнуто на основе дальнейшего совершенствования
налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала. В
связи с этим назрела необходимость проведения оценки хода
реформирования налоговой системы Чувашской Республики, объема и
структуры поступлений налогов и сборов и резервов их мобилизации в
республиканский и местные бюджеты Чувашской Республики.
Необходимость Концепции диктуется следующими обстоятельствами:
а) развитие рыночных отношений и реформирование экономики, что
требует обновления механизмов реализации социально - экономической
политики, в том числе на региональном уровне;
б) появление благоприятных экономических условий для
увеличения налогового потенциала и повышения устойчивости
бюджетной системы Чувашской Республики, связанных со стабилизацией
макроэкономической ситуации и формированием новых правил
межбюджетных отношений;
в) осуществление налоговой реформы и внесение изменений в
законодательство о налогах и сборах на федеральном уровне, что
предопределяет проведение соответствующей работы по
совершенствованию законодательства Чувашской Республики о налогах
и сборах;
г) отсутствие в действующих нормативных актах четких
критериев, позволяющих организовать работу по развитию налогового
потенциала на республиканском и муниципальном уровнях.
В рамках намеченных целей социально - экономического развития
предстоит реализовать качественно новый этап реформирования
налоговой системы, направленный на концентрацию усилий по развитию
налогового потенциала.
Раздел 1. Оценка состояния налогового потенциала
Чувашской Республики
Налоговые преобразования, проведенные в Чувашской Республике в
рамках реформирования налоговой системы на федеральном уровне,
способствовали созданию благоприятного налогового и
инвестиционного климата.
В республике введены налог с продаж, упрощенная система
налогообложения для субъектов малого предпринимательства, единый
налог на вмененный доход для определенных видов деятельности с
одновременной отменой множества малоэффективных и трудоемких в
исчислении, учете и налоговом администрировании местных налогов и
сборов.
В целях повышения заинтересованности предприятий, кредитных
учреждений в инвестировании реального сектора экономики, создания
новых производств и рабочих мест, социальной защиты населения
практикуется предоставление льгот по ряду налогов, в том числе по
налогу на прибыль предприятий и организаций, налогу на имущество
предприятий, налогу с продаж.
Активно используются возможности предоставления
государственной поддержки предприятий в виде налоговых отсрочек,
реструктуризации задолженности по платежам в бюджет. В 2000 году в
республике провели реструктуризацию и получили отсрочку по
платежам в бюджет 222 предприятия на сумму 541 млн. рублей.
Налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом
Российской Федерации на постоянной основе ведется работа с
налогоплательщиками по исполнению ими обязанности по уплате
налогов и сборов, предпринимаются меры по снижению и ликвидации
налоговой задолженности.
В целях качественного обеспечения сбора налоговых платежей с
1999 года ведется единый государственный реестр налогоплательщиков
Чувашской Республики, ежемесячно проводится мониторинг уплаты
налогов и сборов крупными налогоплательщиками.
Активно осуществляются меры по финансовому оздоровлению
предприятий. Так, в результате проведения процедур конкурсного
производства и внешнего управления за 1998 - 2000 годы в бюджеты
Чувашской Республики поступило около 100 млн. рублей.
Бюджетная политика является ключевым звеном экономической
политики государства и направлена на превращение бюджета в
подлинный инструмент финансового оздоровления экономики и развития
отечественных товаропроизводителей. В рамках начатого в 1994 году
на федеральном уровне реформирования межбюджетных отношений
Чувашская Республика в 1995 году приступила к реформе межбюджетных
отношений между республиканским бюджетом Чувашской Республики и
бюджетами районов и городов, основными целями которой стали
усиление заинтересованности органов государственной власти и
органов местного самоуправления в увеличении собственных доходов
бюджета и повышение ответственности за результаты социально -
экономического развития, сбалансированность бюджета и бюджетную
обеспеченность.
Структура налоговых доходов консолидированного бюджета
Чувашской Республики в 2000 году сложилась следующим образом.
Доходная часть консолидированного бюджета Чувашской Республики
формируется преимущественно за счет налоговых доходов. Удельный
вес налоговых доходов в составе собственных доходов бюджета в 2000
году составил 92,6 процента.
На формирование неналоговых доходов бюджетов Чувашской
Республики определяющее влияние оказывает использование
государственной и муниципальной собственности. Работа по повышению
эффективности управления государственным имуществом проводится в
соответствии с Концепцией управления государственным имуществом
Чувашской Республики, утвержденной постановлением Кабинета
Министров Чувашской Республики от 31 августа 1999 г. N 196,
Концепцией оценки стоимости государственного и муниципального
имущества в Чувашской Республике, утвержденной постановлением
Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 марта 2001 г. N 24,
Законом Чувашской Республики "Об управлении государственной
собственностью Чувашской Республики", Положением об управлении и
распоряжении государственной собственностью Чувашской Республики,
утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской
Республики от 2 июля 2001 г. N 151.
Основная доля налоговых доходов приходится на налог на доходы
физических лиц (21,5 процента), налог на прибыль предприятий и
организаций (20,1 процента), налог с продаж (14,4 процента), налог
на имущество предприятий (14 процентов) и акцизы (10 процентов).
В структуре налоговых доходов сохраняется высокая доля
федеральных налогов - 62 процента, доля республиканских налогов
составляет 30,6 процента, местных - 7,4 процента.
Оценка налоговых доходов в территориальном разрезе
свидетельствует о том, что 76,1 процента всех поступлений дают
города, среди городов 74 процента платежей приходится на г.
Чебоксары. Среди районов по значению в формировании налоговых
доходов выделяются Чебоксарский (2,7 процента), Ядринский (2,4
процента) и Марпосадский (2,3 процента). Доля остальных районов
существенно ниже.
Анализ структуры налоговых доходов по отраслям экономики
показывает, что более половины (52 процента) поступлений
обеспечивает промышленность, 12,2 процента - торговля и
общественное питание, 6,3 процента - строительство, 4,5 процента -
транспорт, по 2,5 процента - сельское хозяйство и связь, 2,3
процента - жилищно - коммунальное хозяйство.
В объеме налоговых поступлений, которые дает промышленность,
основная доля приходится на налоговые платежи предприятий
машиностроения и металлообработки (31,1 процента), пищевой (28,9
процента), химической промышленности (12,9 процента) и
электроэнергетики (11,2 процента).
Темпы роста задолженности по налоговым платежам в бюджетную
систему Чувашской Республики к концу 2000 года по сравнению с его
началом составили 144,8 процента. Важное значение использования
резервов мобилизации налоговых доходов, связанных с погашением
задолженности, подтверждает тот факт, что к концу 2000 года
задолженность по налоговым платежам в консолидированный бюджет
Чувашской Республики составила 18,2 процента от фактически
поступивших в течение года налогов и сборов.
Качественный состав задолженности по налоговым платежам в
бюджетную систему Чувашской Республики показывает, что почти
половина задолженности приходится на начисленные пени и штрафы,
что требует проведения серьезной работы по ее реструктуризации.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что
недостатком налоговой системы является множественное количество
законов и подзаконных актов, которые зачастую не имеют единого
трактования содержащихся в них норм и противоречат друг другу, что
может стать препятствием в создании прозрачной налоговой системы
как в целом для налогоплательщиков, так и для инвесторов в
частности.
Таким образом, основной акцент при решении задач укрепления и
усиления доходной базы республики целесообразно сделать на
повышении доходов населения, создании условий рентабельной работы
и укреплении финансово - экономического положения предприятий и
организаций, всесторонней государственной поддержке предприятий
агропромышленного комплекса, развитии рынка недвижимости и учете
подлежащего налогообложению имущества предприятий и физических
лиц. Необходимо задействовать также резервы расширения
потребительского рынка и сферы услуг, развития
предпринимательского сектора экономики. В целях наиболее полной
мобилизации налоговых доходов в бюджеты Чувашской Республики
необходимо на основе проведения постоянного мониторинга
задолженности, ее структуры и динамики принятие активных мер
налогового администрирования для ее снижения и ликвидации.
Раздел 2. Цели и задачи Концепции
Реализация Концепции направлена на достижение следующих целей:
осуществление налоговой реформы, создание рациональной и
стабильной налоговой системы, позволяющей максимально использовать
налоговый потенциал республики для обеспечения динамичных темпов
социально - экономического развития;
обеспечение устойчивого роста налоговых поступлений в
бюджетную систему Чувашской Республики за счет увеличения числа
объектов налогообложения и оптимизации структуры налоговых
платежей.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие
задачи:
формирование эффективной системы межбюджетных отношений путем
ее дальнейшего реформирования;
совершенствование законодательства Чувашской Республики о
налогах и сборах, его упрощение и систематизация;
проведение регулярного анализа налогового потенциала
республики для определения возможных путей его развития;
оптимизация налоговых льгот;
совершенствование налогового администрирования с целью
повышения фактической собираемости налогов и сборов;
стимулирование развития реального сектора экономики, создание
благоприятного инвестиционного климата в республике;
повышение уровня жизни и расширение платежеспособного спроса
населения, содействие развитию потребительского рынка и сферы
платных услуг населению;
развитие рынка недвижимости.
Раздел 3. Основные направления реализации
Концепции развития налогового потенциала
Чувашской Республики
Анализ современного состояния налоговой системы Чувашской
Республики и намечаемой стратегии осуществления налоговой реформы
в Российской Федерации позволяет определить следующие основные
направления реализации Концепции:
3.1. Осуществление социально - экономической политики,
обеспечивающей:
последовательное повышение уровня жизни населения, высокую
степень занятости и усиление адресности социальной поддержки
населения, что должно способствовать росту поступлений налогов на
доходы и имущество физических лиц;
проведение целенаправленной работы с градообразующими и
бюджетообразующими предприятиями, являющимися основными
налогоплательщиками в республиканский и местные бюджеты Чувашской
Республики, с целью улучшения результатов их финансово -
хозяйственной деятельности, существенного сокращения задолженности
по налоговым платежам, своевременной уплаты текущих платежей,
увеличения поступлений налога на прибыль и других видов налогов;
активизацию мер по финансовому оздоровлению убыточных
предприятий, в том числе с применением процедур их реформирования
и реорганизации, привлечения внешних инвесторов, укрепления
менеджмента и содействия в подготовке кадров, отвечающих
современным требованиям рыночной экономики, продажи имущества
эффективному собственнику, введения внешнего управления и других
процедур, предусмотренных действующим законодательством о
банкротстве (несостоятельности) организаций. Рентабельная работа
предприятий и сокращение числа убыточных предприятий должны стать
важным фактором роста поступлений в республиканский и местные
бюджеты Чувашской Республики налога на прибыль;
стабильные условия деятельности инвесторов и стимулирование
привлечения инвестиций на территорию Чувашской Республики,
реализацию высокоэффективных инвестиционных проектов, создание
новых предприятий и производств, расширение числа рабочих мест в
целях увеличения количества налогоплательщиков, повышения
конкурентоспособности действующих предприятий и улучшения их
финансового положения;
создание благоприятного инвестиционного и делового климата,
способствующего ускорению темпов развития малого и среднего
предпринимательства и повышению доли налоговых поступлений в
республиканский и, особенно, в местные бюджеты, получаемых от
предпринимательского сектора, развитие объектов инфраструктуры
поддержки малого предпринимательства, расширение доступа
предпринимателей к информационным ресурсам, принятие действенных
мер по преодолению административных барьеров при осуществлении
предпринимательской деятельности;
инвентаризацию и максимально полный учет объектов
недвижимости, подлежащих налогообложению, развитие рынка
недвижимости, в первую очередь, рынка жилья, проведение
кадастровой оценки земель, вовлечение земель в хозяйственный
оборот и их эффективное использование;
содействие развитию потребительского рынка и расширению сферы
платных услуг населению путем предоставления необходимых
помещений, земельных участков, привлечения инвестиций;
повышение социальной привлекательности торговых точек на
рынках, преобразование рынков в торговые центры, усиление контроля
за работой рынков, развитие оптовой торговли;
проведение обязательной сертификации услуг розничной торговли,
общественного питания, парикмахерских, ремонта и технического
обслуживания бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и
приборов;
создание необходимых условий для увеличения производства и
реализации подакцизных товаров (в первую очередь ликеро - водочных
изделий), стабильной работы и укрепления конкурентных позиций
предприятий, производящих данную продукцию.
3.2. Дальнейшее реформирование межбюджетных отношений между
республиканским бюджетом Чувашской Республики и бюджетами районов
и городов, направленное на усиление заинтересованности органов
местного самоуправления в увеличении собственного экономического и
налогового потенциала, на основе:
разграничения (закрепления) и распределения на постоянной
основе по нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной
системы Чувашской Республики;
распределения и закрепления расходных полномочий бюджетов по
уровням бюджетной системы Чувашской Республики путем максимального
сокращения совместно финансируемых расходов и соблюдения условий
полной компенсации увеличения расходов, снижения (выпадения)
доходов по решениям органов государственной власти Чувашской
Республики;
предоставления средств фонда финансовой помощи на основе
прозрачных процедур и формул исходя из эффективности налоговых
усилий органов местного самоуправления, объективных критериев их
бюджетной обеспеченности;
максимальной стабильности формул и принципов предоставления
средств фонда финансовой помощи, позволяющей органам местного
самоуправления самостоятельно прогнозировать социально -
экономическое развитие муниципального образования на перспективу;
равенства бюджетных прав Чувашской Республики и бюджетных прав
муниципальных образований;
равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с
республиканским бюджетом Чувашской Республики.
3.3. Совершенствование налогового законодательства Чувашской
Республики путем:
инвентаризации актов законодательства Чувашской Республики о
налогах и сборах с целью их систематизации в единый закон о
вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике,
отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах к ведению субъектов Российской Федерации;
упорядочения и сокращения неэффективных налоговых
льгот, нарушающих принцип справедливости по отношению к тем
участникам экономической деятельности, которые не пользуются
налоговыми привилегиями;
введения новых или отмены существующих налогов и сборов,
изменения налоговых ставок в соответствии с требованиями
Налогового кодекса Российской Федерации, вносимыми в него
изменениями и дополнениями;
проведения анализа эффективности взимания единого налога на
вмененный доход для определенных видов деятельности с целью
подготовки предложений по стимулированию развития
предпринимательской деятельности и увеличению поступления налога в
бюджеты республики.
Налоговая реформа предусматривает снижение налоговой нагрузки
на законопослушных налогоплательщиков за счет налога на прибыль
предприятий и налога на доходы физических лиц, что должно стать
дополнительным стимулом для развития предпринимательской
активности и роста платежеспособного спроса населения. В ближайшие
годы намечается повышение фискального значения имущественных
налогов, роль которых в формировании республиканского и местных
бюджетов Чувашской Республики существенно повысится.
3.4. Улучшение налогового администрирования и сужение
возможностей для уклонения от налогообложения путем:
установления жесткого оперативного контроля за соблюдением
действующих законов и резкого усиления мер, направленных на
пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических
операций, не подпадающих под налогообложение;
усиления контроля за движением наличных средств в легальном
секторе и перекрытия каналов их перетока в теневой сектор через
торговлю и оказание услуг за наличный расчет, что требует
обеспечения регулярных проверок соблюдения правил торговли и
оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания
населения, использования контрольно - кассовых машин;
усиления контроля за реализацией алкогольной продукции;
реализации мер по повышению собираемости налоговых платежей,
обеспечению полного поступления начисленных налогов и сборов;
осуществления налоговыми органами ежемесячного мониторинга по
крупным налогоплательщикам;
проведения целенаправленной работы с предприятиями -
недоимщиками по погашению накопленной задолженности по начисленным
налогам, пеням и штрафам, в том числе через осуществление
реструктуризации задолженности юридических лиц по платежам в
бюджеты всех уровней;
осуществления ранней диагностики недоимки по тем предприятиям,
которые, пользуясь предоставленным налоговым законодательством
правом, открывают счета в проблемных банках, расположенных за
пределами Чувашской Республики;
списания безнадежной к взысканию недоимки, проведения процедур
банкротства и исключения из единого государственного реестра
налогоплательщиков;
применения мер административной ответственности к
руководителям организаций - недоимщиков.
Раздел 4. Ожидаемые результаты реализации
Концепции развития налогового потенциала
Чувашской Республики
Реализация Концепции позволит:
повысить инвестиционную привлекательность республики и
увеличить объем поступлений налогов и сборов в консолидированный
бюджет Чувашской Республики;
обеспечить рост числа налогоплательщиков и объектов
налогообложения;
существенно сократить недоимку по налогам и сборам, а также
задолженность по начисленным пеням и штрафам;
рационально реформировать налоговую систему Чувашской
Республики;
максимально использовать налоговый потенциал Чувашской
Республики для эффективного и устойчивого развития экономики и
социальной сферы.
------------------------------------------------------------------
Дополнительно
Действует
Постановление
18 июля 2001 года
...
29 января 2004 года