Правительство Чувашской Республики
официальный сайт

О ЗАВЕРШЕНИИ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ЗАДАЧАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВТОРОГО ЭТАПА

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 декабря 2001 г. N 278 О ЗАВЕРШЕНИИ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ЗАДАЧАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВТОРОГО ЭТАПА Кабинет Министров Чувашской Республики отмечает, что в Чувашской Республике завершен первый этап реализации Программы реформирования системы управления общественными финансами (далее - Программа) и обеспечено достижение заявленных Программой целей. Согласно оценке, проведенной Межведомственной рабочей группой по работе с займом Международного банка реконструкции и развития, в Чувашской Республике достигнут самый высокий прирост (36,75%) качества управления региональными финансами по сравнению с другими субъектами Российской Федерации, участвующими в Проекте "Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном уровне". Результатом проведения рациональной и ответственной бюджетной политики являются устойчивый экономический рост, улучшение финансового состояния предприятий, увеличение инвестиций в основной капитал, развитие общественной инфраструктуры, рост доходов в бюджеты Чувашской Республики. Кабинет Министров Чувашской Республики обеспечивает полное и своевременное выполнение финансовых обязательств, заработная плата работникам бюджетной сферы, пенсии, детские пособия, другие социальные трансферты выплачиваются вовремя. Обеспечивается рост реальных доходов населения. В ходе реализации Программы совершенствована нормативная законодательная база в области государственных финансов, что явилось основой для проведения реформы региональных финансов. Законом "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской Республике" законодательно закреплен бюджетный процесс, обеспечивая тем самым прозрачность, легитимность бюджета. Сделан решительный шаг в реформе межбюджетных отношений и по внедрению устойчивой и прозрачной системы их формирования. Законодательно закреплены методика распределения сумм финансовой помощи (трансфертов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, основанной на объективных показателях бюджетной обеспеченности и налогового потенциала муниципальных образований, основные принципы формирования межбюджетных отношений в Чувашской Республике. Произведено четкое разграничение расходных полномочий между органами государственной власти Чувашской Республики и органами местного самоуправления, закреплены основные принципы установления нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов. Нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, методика распределения финансовой помощи законодательно установлены на долговременной основе. Приняты меры, направленные на увеличение и улучшение качества доходной базы республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований. Законом Чувашской Республики "О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации" определены перечень республиканских налогов и сборов, их ставки, порядок и условия предоставления льгот, отсрочек и рассрочек по налогам и сборам, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита. Законом Чувашской Республики "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" закреплена система требований к получателям бюджетных гарантий и бюджетных кредитов. В результате в республике установлены единые, стабильные и прозрачные правила в вопросах налогового регулирования для всех субъектов экономики и государства. Принята Концепция развития налогового потенциала Чувашской Республики. Усилены меры налогового администрирования, проведена оптимизация налоговых льгот и утверждены конкретные условия инициирования процедуры банкротства. За 9 месяцев т.г. более чем в два раза снижена недоимка в республиканский бюджет Чувашской Республики. Дальнейшее совершенствование получила система управления государственным имуществом. Законами Чувашской Республики "Об управлении государственной собственностью Чувашской Республики" и "О едином балансе активов и пассивов Чувашской Республики" законодательно закреплены структура и классификация республиканской государственной собственности, форма и порядок ведения единого баланса активов и пассивов, установлена обязательность проведения мониторинга государственной собственности и единого баланса. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств законодательно закреплены концепция приоритетов расходования бюджетных средств, критерии выделения из бюджета субсидий и субвенций; критерии общественной значимости и общественной полезности при использовании бюджетных средств и предоставлении государственных гарантий для финансирования инвестиционных проектов. С 1 января 2001 г. внедрена казначейская система исполнения расходов республиканского бюджета Чувашской Республики, по состоянию на 1 октября на казначейскую систему переведены бюджеты 6 муниципальных образований. Утверждена Методика проведения оценки результативности и эффективности произведенных расходов республиканского бюджета Чувашской Республики и хозяйственного аудита. Законодательно закреплено ведение Государственной долговой книги Чувашской Республики и единой системы учета консолидированного долга Чувашской Республики. Утверждены Порядок и форма ведения Государственной долговой книги Чувашской Республики, Порядок и форма учета консолидированного долга Чувашской Республики, основы управления рисками в области долговой политики. Сформирована система регистрации малоимущих, осуществлен переход на выплату пособий вместо предоставления льгот и субсидирования предприятий, введена адресность в социальной помощи. В результате доля бюджетных дотаций, предоставляемых через систему адресной социальной помощи, по итогам III квартала 2001 г. составила 69,5 процента. Совершенствован механизм государственного и муниципального заказа и конкурсов в расходах республиканского бюджета Чувашской Республики и бюджетов муниципальных образований. В текущем году более 90 процентов расходов республиканского и местных бюджетов произведены с использованием механизма конкурсов. Созданы условия для обеспечения финансовой стабилизации жилищно - коммунального хозяйства. Законодательно определены сферы деятельности локальных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), процедура пересмотра тарифов на услуги локальных монополий с указанием причин пересмотра. Разработан механизм реализации государственной тарифной политики в отношении услуг локальных монополий. Более чем в три раза сокращено перекрестное субсидирование на услуги локальных монополий. Доходы предприятий жилищно - коммунального хозяйства за 9 месяцев 2001 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличились на 30 процентов, снизилась убыточность. В полном объеме ликвидирована кредиторская задолженность по республиканскому бюджету Чувашской Республики и значительно снижена в целом по консолидированному бюджету. Повышены требования соблюдения основополагающих принципов финансовой прозрачности. Внедрена система аналитических индикаторов состояния бюджета и долга республиканского бюджета Чувашской Республики, законодательно закреплены требования прозрачности бюджета, проведения независимого аудита исполнения бюджета и публикации аналитических индикаторов и результатов аудита в средствах массовой информации, которые реализуются на практике. Успешно реализуется концепция "Республиканская информационно - аналитическая система (РИАС)", которая стала ключевым инструментом реализации Программы. В результате реализации первого этапа Программы достигнута бюджетная эффективность 360 млн. рублей, что составляет около 9 процентов объема республиканского бюджета Чувашской Республики. В целях обеспечения реализации Программы и активизации процесса финансового оздоровления Чувашской Республики, ведения ответственной и эффективной бюджетной политики, повышения контроля за расходованием бюджетных средств Кабинет Министров Чувашской Республики постановляет: 1. Министерствам и иным органам исполнительной власти Чувашской Республики совместно с администрациями районов и городов: считать приоритетной задачей дальнейшее реформирование системы управления общественными финансами в Чувашской Республике и принять все меры по выполнению второго этапа Программы; принять необходимые меры и обеспечить скорейшее внедрение республиканской информационно - аналитической системы (РИАС) и первичное информационное наполнение интегрированного банка данных РИАС. 2. Министерству финансов Чувашской Республики: совместно с Дирекцией по реализации Программы продолжить целенаправленную работу во взаимодействии органами исполнительной власти Чувашской Республики, администрациями районов и городов по реализации второго этапа Программы; повысить качество бюджетного планирования и обеспечить равномерное исполнение всех расходных статей республиканского бюджета Чувашской Республики; обеспечить эффективное управление государственным долгом Чувашской Республики и соответствие параметров республиканского бюджета Чувашской Республики ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации; жестко соблюдать законодательно утвержденные критерии расходования бюджетных средств с целью повышения эффективности использования бюджетных средств; соблюдать основополагающие принципы финансовой прозрачности и обеспечить информационную открытость республиканского бюджета Чувашской Республики и государственного долга; разработать условия конкурса и провести конкурс среди районов и городов на участие в Программе реформирования муниципальных финансов; при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики на 2003 год предусмотреть средства на реформирование муниципальных финансов. 3. Министерству экономики Чувашской Республики: совместно с Республиканской энергетической комиссией устанавливать экономически обоснованные тарифы на коммунальные услуги, предоставляемые локальными монополиями, с учетом прекращения перекрестного субсидирования потребителей коммунальных услуг; осуществлять методологическое руководство и координацию работы государственных заказчиков и органов местного самоуправления по закупкам товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд; усилить требования к системе государственного и муниципального заказов в расходах на приобретение товаров, работ (услуг) и обеспечить долю государственных и муниципальных контрактов, заключаемых по результатам проведения тендеров, не менее 70 процентов расходов соответствующих бюджетов; при рассмотрении инвестиционных проектов на предмет оказания государственной поддержки руководствоваться положениями, установленными Законом Чувашской Республики от 20 сентября 2001 г. N 39 "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской Республики "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике" и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27 августа 2001 г. N 196 "Об утверждении Порядка предоставления на конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов". 4. Министерству промышленности, энергетики и транспорта Чувашской Республики: довести лимиты потребления топливно - энергетических ресурсов до бюджетополучателей, финансируемых из республиканского бюджета Чувашской Республики и осуществлять строгий контроль за их соблюдением; совместно с Республиканской энергетической комиссией продолжить работу по внедрению и реализации высокоэффективных энергосберегающих мероприятий. 5. Министерству имущественных отношений Чувашской Республики и Министерству финансов Чувашской Республики совместно с администрациями районов и городов осуществлять мониторинг единого баланса активов и пассивов Чувашской Республики, консолидированного долга Чувашской Республики. 6. Министерству строительства, дорожного и коммунального хозяйства Чувашской Республики внести на рассмотрение Кабинета Министров Чувашской Республики проект постановления "О республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2002 год". 7. Рекомендовать Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Чувашской Республике: в целях недопущения роста недоимки по налогам и сборам во все уровни бюджетов проводить с организациями, осуществившими реструктуризацию задолженности, соответствующую работу по своевременному и полному внесению текущих налоговых платежей и соблюдению графиков реструктуризации; при ненадлежащем исполнении налогоплательщиками обязанностей по уплате в бюджеты Чувашской Республики налогов и сборов ужесточить меры по ее взысканию, направлять соответствующие материалы в Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в Чувашской Республике для проведения процедуры банкротства. 8. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской Республики: повысить качество управления муниципальными финансами и вести подготовительные работы по участию в Программе реформирования муниципальных финансов; разработать среднесрочные прогнозы социально - экономического и финансового развития районов, городов; утвердить концепцию приоритетов расходования бюджетных средств и планировать местные бюджеты в соответствии с концепцией приоритетов; обеспечить постепенную ликвидацию кредиторской задолженности местных бюджетов; в целях сокращения недоимки по налогам и сборам в местные бюджеты провести анализ структуры и раннюю диагностику недоимки для максимального использования механизма списания недоимки, признанной безнадежной к взысканию, урегулирования генерированной бюджетом недоимки; осуществлять мониторинг предоставленных в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления налоговых льгот по их видам; совершенствовать управление муниципальной собственностью и муниципальным долгом; обеспечить соблюдение установленных республиканских стандартов по оплате жилья и коммунальных услуг; прекратить практику перекрестного субсидирования к 1 октября 2002 года; осуществлять расходы местного бюджета на приобретение товаров, работ (услуг) исключительно на конкурсной основе. Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Н.ФЕДОРОВ ------------------------------------------------------------------