О ЗАВЕРШЕНИИ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И ЗАДАЧАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВТОРОГО ЭТАПА
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2001 г. N 278
О ЗАВЕРШЕНИИ ПЕРВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ И
ЗАДАЧАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВТОРОГО ЭТАПА
Кабинет Министров Чувашской Республики отмечает, что в
Чувашской Республике завершен первый этап реализации Программы
реформирования системы управления общественными финансами (далее -
Программа) и обеспечено достижение заявленных Программой целей.
Согласно оценке, проведенной Межведомственной рабочей группой по
работе с займом Международного банка реконструкции и развития, в
Чувашской Республике достигнут самый высокий прирост (36,75%)
качества управления региональными финансами по сравнению с другими
субъектами Российской Федерации, участвующими в Проекте
"Техническое содействие реформе бюджетной системы на региональном
уровне".
Результатом проведения рациональной и ответственной бюджетной
политики являются устойчивый экономический рост, улучшение
финансового состояния предприятий, увеличение инвестиций в
основной капитал, развитие общественной инфраструктуры, рост
доходов в бюджеты Чувашской Республики. Кабинет Министров
Чувашской Республики обеспечивает полное и своевременное
выполнение финансовых обязательств, заработная плата работникам
бюджетной сферы, пенсии, детские пособия, другие социальные
трансферты выплачиваются вовремя. Обеспечивается рост реальных
доходов населения.
В ходе реализации Программы совершенствована нормативная
законодательная база в области государственных финансов, что
явилось основой для проведения реформы региональных финансов.
Законом "О регулировании бюджетных правоотношений в Чувашской
Республике" законодательно закреплен бюджетный процесс,
обеспечивая тем самым прозрачность, легитимность бюджета.
Сделан решительный шаг в реформе межбюджетных отношений и по
внедрению устойчивой и прозрачной системы их формирования.
Законодательно закреплены методика распределения сумм финансовой
помощи (трансфертов) на выравнивание уровня минимальной бюджетной
обеспеченности муниципальных образований, основанной на
объективных показателях бюджетной обеспеченности и налогового
потенциала муниципальных образований, основные принципы
формирования межбюджетных отношений в Чувашской Республике.
Произведено четкое разграничение расходных полномочий между
органами государственной власти Чувашской Республики и органами
местного самоуправления, закреплены основные принципы установления
нормативов отчислений в местные бюджеты от регулирующих доходов.
Нормативы отчислений от федеральных и региональных налогов и
сборов, методика распределения финансовой помощи законодательно
установлены на долговременной основе.
Приняты меры, направленные на увеличение и улучшение качества
доходной базы республиканского бюджета Чувашской Республики и
бюджетов муниципальных образований. Законом Чувашской Республики
"О вопросах налогового регулирования в Чувашской Республике,
отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и
сборах к ведению субъектов Российской Федерации" определены
перечень республиканских налогов и сборов, их ставки, порядок и
условия предоставления льгот, отсрочек и рассрочек по налогам и
сборам, налогового кредита и инвестиционного налогового кредита.
Законом Чувашской Республики "Об инвестиционной деятельности в
Чувашской Республике" закреплена система требований к получателям
бюджетных гарантий и бюджетных кредитов. В результате в республике
установлены единые, стабильные и прозрачные правила в вопросах
налогового регулирования для всех субъектов экономики и
государства. Принята Концепция развития налогового потенциала
Чувашской Республики. Усилены меры налогового администрирования,
проведена оптимизация налоговых льгот и утверждены конкретные
условия инициирования процедуры банкротства. За 9 месяцев т.г.
более чем в два раза снижена недоимка в республиканский бюджет
Чувашской Республики.
Дальнейшее совершенствование получила система управления
государственным имуществом. Законами Чувашской Республики "Об
управлении государственной собственностью Чувашской Республики" и
"О едином балансе активов и пассивов Чувашской Республики"
законодательно закреплены структура и классификация
республиканской государственной собственности, форма и порядок
ведения единого баланса активов и пассивов, установлена
обязательность проведения мониторинга государственной
собственности и единого баланса.
В целях повышения эффективности использования бюджетных
средств законодательно закреплены концепция приоритетов
расходования бюджетных средств, критерии выделения из бюджета
субсидий и субвенций; критерии общественной значимости и
общественной полезности при использовании бюджетных средств и
предоставлении государственных гарантий для финансирования
инвестиционных проектов. С 1 января 2001 г. внедрена казначейская
система исполнения расходов республиканского бюджета Чувашской
Республики, по состоянию на 1 октября на казначейскую систему
переведены бюджеты 6 муниципальных образований.
Утверждена Методика проведения оценки результативности и
эффективности произведенных расходов республиканского бюджета
Чувашской Республики и хозяйственного аудита.
Законодательно закреплено ведение Государственной долговой
книги Чувашской Республики и единой системы учета
консолидированного долга Чувашской Республики. Утверждены Порядок
и форма ведения Государственной долговой книги Чувашской
Республики, Порядок и форма учета консолидированного долга
Чувашской Республики, основы управления рисками в области долговой
политики.
Сформирована система регистрации малоимущих, осуществлен
переход на выплату пособий вместо предоставления льгот и
субсидирования предприятий, введена адресность в социальной
помощи. В результате доля бюджетных дотаций, предоставляемых через
систему адресной социальной помощи, по итогам III квартала 2001 г.
составила 69,5 процента.
Совершенствован механизм государственного и муниципального
заказа и конкурсов в расходах республиканского бюджета Чувашской
Республики и бюджетов муниципальных образований. В текущем году
более 90 процентов расходов республиканского и местных бюджетов
произведены с использованием механизма конкурсов.
Созданы условия для обеспечения финансовой стабилизации
жилищно - коммунального хозяйства. Законодательно определены сферы
деятельности локальных монополий, в отношении которых
осуществляется государственное регулирование цен (тарифов),
процедура пересмотра тарифов на услуги локальных монополий с
указанием причин пересмотра. Разработан механизм реализации
государственной тарифной политики в отношении услуг локальных
монополий. Более чем в три раза сокращено перекрестное
субсидирование на услуги локальных монополий.
Доходы предприятий жилищно - коммунального хозяйства за 9
месяцев 2001 г. по сравнению с соответствующим периодом прошлого
года увеличились на 30 процентов, снизилась убыточность.
В полном объеме ликвидирована кредиторская задолженность по
республиканскому бюджету Чувашской Республики и значительно
снижена в целом по консолидированному бюджету.
Повышены требования соблюдения основополагающих принципов
финансовой прозрачности. Внедрена система аналитических
индикаторов состояния бюджета и долга республиканского бюджета
Чувашской Республики, законодательно закреплены требования
прозрачности бюджета, проведения независимого аудита исполнения
бюджета и публикации аналитических индикаторов и результатов
аудита в средствах массовой информации, которые реализуются на
практике.
Успешно реализуется концепция "Республиканская информационно -
аналитическая система (РИАС)", которая стала ключевым инструментом
реализации Программы.
В результате реализации первого этапа Программы достигнута
бюджетная эффективность 360 млн. рублей, что составляет около 9
процентов объема республиканского бюджета Чувашской Республики.
В целях обеспечения реализации Программы и активизации
процесса финансового оздоровления Чувашской Республики, ведения
ответственной и эффективной бюджетной политики, повышения контроля
за расходованием бюджетных средств Кабинет Министров Чувашской
Республики постановляет:
1. Министерствам и иным органам исполнительной власти
Чувашской Республики совместно с администрациями районов и
городов:
считать приоритетной задачей дальнейшее реформирование системы
управления общественными финансами в Чувашской Республике и
принять все меры по выполнению второго этапа Программы;
принять необходимые меры и обеспечить скорейшее внедрение
республиканской информационно - аналитической системы (РИАС) и
первичное информационное наполнение интегрированного банка данных
РИАС.
2. Министерству финансов Чувашской Республики:
совместно с Дирекцией по реализации Программы продолжить
целенаправленную работу во взаимодействии органами исполнительной
власти Чувашской Республики, администрациями районов и городов по
реализации второго этапа Программы;
повысить качество бюджетного планирования и обеспечить
равномерное исполнение всех расходных статей республиканского
бюджета Чувашской Республики;
обеспечить эффективное управление государственным долгом
Чувашской Республики и соответствие параметров республиканского
бюджета Чувашской Республики ограничениям, установленным Бюджетным
кодексом Российской Федерации;
жестко соблюдать законодательно утвержденные критерии
расходования бюджетных средств с целью повышения эффективности
использования бюджетных средств;
соблюдать основополагающие принципы финансовой прозрачности и
обеспечить информационную открытость республиканского бюджета
Чувашской Республики и государственного долга;
разработать условия конкурса и провести конкурс среди районов
и городов на участие в Программе реформирования муниципальных
финансов;
при формировании республиканского бюджета Чувашской Республики
на 2003 год предусмотреть средства на реформирование муниципальных
финансов.
3. Министерству экономики Чувашской Республики:
совместно с Республиканской энергетической комиссией
устанавливать экономически обоснованные тарифы на коммунальные
услуги, предоставляемые локальными монополиями, с учетом
прекращения перекрестного субсидирования потребителей коммунальных
услуг;
осуществлять методологическое руководство и координацию работы
государственных заказчиков и органов местного самоуправления по
закупкам товаров, работ и услуг для государственных и
муниципальных нужд;
усилить требования к системе государственного и муниципального
заказов в расходах на приобретение товаров, работ (услуг) и
обеспечить долю государственных и муниципальных контрактов,
заключаемых по результатам проведения тендеров, не менее 70
процентов расходов соответствующих бюджетов;
при рассмотрении инвестиционных проектов на предмет оказания
государственной поддержки руководствоваться положениями,
установленными Законом Чувашской Республики от 20 сентября 2001 г.
N 39 "О внесении изменений и дополнений в Закон Чувашской
Республики "Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике"
и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 27
августа 2001 г. N 196 "Об утверждении Порядка предоставления на
конкурсной основе государственных гарантий Чувашской Республики и
Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов".
4. Министерству промышленности, энергетики и транспорта
Чувашской Республики:
довести лимиты потребления топливно - энергетических ресурсов
до бюджетополучателей, финансируемых из республиканского бюджета
Чувашской Республики и осуществлять строгий контроль за их
соблюдением;
совместно с Республиканской энергетической комиссией
продолжить работу по внедрению и реализации высокоэффективных
энергосберегающих мероприятий.
5. Министерству имущественных отношений Чувашской Республики и
Министерству финансов Чувашской Республики совместно с
администрациями районов и городов осуществлять мониторинг единого
баланса активов и пассивов Чувашской Республики,
консолидированного долга Чувашской Республики.
6. Министерству строительства, дорожного и коммунального
хозяйства Чувашской Республики внести на рассмотрение Кабинета
Министров Чувашской Республики проект постановления "О
республиканских стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на
2002 год".
7. Рекомендовать Управлению Министерства Российской Федерации
по налогам и сборам по Чувашской Республике:
в целях недопущения роста недоимки по налогам и сборам во все
уровни бюджетов проводить с организациями, осуществившими
реструктуризацию задолженности, соответствующую работу по
своевременному и полному внесению текущих налоговых платежей и
соблюдению графиков реструктуризации;
при ненадлежащем исполнении налогоплательщиками обязанностей
по уплате в бюджеты Чувашской Республики налогов и сборов
ужесточить меры по ее взысканию, направлять соответствующие
материалы в Территориальный орган Федеральной службы России по
финансовому оздоровлению и банкротству в Чувашской Республике для
проведения процедуры банкротства.
8. Рекомендовать администрациям районов и городов Чувашской
Республики:
повысить качество управления муниципальными финансами и вести
подготовительные работы по участию в Программе реформирования
муниципальных финансов;
разработать среднесрочные прогнозы социально - экономического
и финансового развития районов, городов;
утвердить концепцию приоритетов расходования бюджетных средств
и планировать местные бюджеты в соответствии с концепцией
приоритетов;
обеспечить постепенную ликвидацию кредиторской задолженности
местных бюджетов;
в целях сокращения недоимки по налогам и сборам в местные
бюджеты провести анализ структуры и раннюю диагностику недоимки
для максимального использования механизма списания недоимки,
признанной безнадежной к взысканию, урегулирования генерированной
бюджетом недоимки;
осуществлять мониторинг предоставленных в соответствии с
нормативными правовыми актами представительных органов местного
самоуправления налоговых льгот по их видам;
совершенствовать управление муниципальной собственностью и
муниципальным долгом;
обеспечить соблюдение установленных республиканских стандартов
по оплате жилья и коммунальных услуг;
прекратить практику перекрестного субсидирования к 1 октября
2002 года;
осуществлять расходы местного бюджета на приобретение товаров,
работ (услуг) исключительно на конкурсной основе.
Председатель Кабинета Министров
Чувашской Республики
Н.ФЕДОРОВ
------------------------------------------------------------------
Дополнительно
Действует
Постановление
278
18 декабря 2001 года
...
29 января 2004 года