Правительство Чувашской Республики
официальный сайт

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ" В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ>

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 2 апреля 2003 г. N 117-р В целях успешного выполнения Соглашения о субзайме от 25 июня 2002 г. N 01-01-06/26-547, заключенного между Министерством финансов Российской Федерации, Министерством образования Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики в рамках займа Международного банка реконструкции и развития, и реализации проекта "Реформа системы образования" утвердить: Основные направления по реализации проекта "Реформа системы образования" в Чувашской Республике (приложение N 1); Перечень базовых средних общеобразовательных школ, подлежащих модернизации и оснащению (приложение N 2); Перечень многопрофильных ресурсных информационно - образовательных центров начального профессионального образования (приложение N 3). Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Н.ПАРТАСОВА Утверждены распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.04.2003 N 117-р (приложение N 1) ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА "РЕФОРМА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ" В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (далее - МБРР) о займе от 8 февраля 2002 г. по проекту "Реформа системы образования" (далее - проект) Чувашской Республике выделены 9,680 млн. долларов США. Возврат средств займа рассчитан на 17 лет с пятилетним льготным периодом, 50% заемных средств будет возвращено из республиканского бюджета Чувашской Республики, а остальные 50% - из федерального бюджета. Для осуществления проекта на конкурсной основе были отобраны 3 экспериментальных региона: Самарская и Ярославская области, Чувашская Республика. Проект направлен на реформирование системы общего среднего и начального профессионального образования, обеспечение равного доступа к качественному образованию и образовательным ресурсам республики в целом для всех учащихся. Данный проект является продолжением целенаправленной государственной политики в Чувашской Республике, начатой в 1997 году в соответствии с Президентской программой "Новая школа". 1. Состояние системы общего среднего и начального профессионального образования В настоящее время (2002/03 учебный год) в республике функционируют 662 общеобразовательных учреждения, в которых обучаются 190607 учеников. По сравнению с 2001/02 учебным годом численность учащихся в республике уменьшилась на 5,9%, в сельской местности - на 5,2%, количество первоклассников - на 1,13 тыс. детей (7,6%). Такая тенденция по прогнозам демографов сохранится и в ближайшие годы, что повлечет за собой сокращение педагогических кадров, изменение сети школ, и в первую очередь сельских малокомплектных, которых в республике 26,5 процента. Качество образования сельских школьников по сравнению с городскими все еще продолжает оставаться на более низком уровне. Это подтверждается результатами единого государственного экзамена, республиканских олимпиад и конкурсов. Средний результат по математике по 100-балльной шкале выпускников сельской малокомплектной школы составляет 49,6, что ниже чем в среднем по селу (52,4) и по городу (65,8). В 2002 году из 172 дипломантов республиканских предметных олимпиад лишь 26,2% составили учащиеся сельских школ. Для повышения качества образования сельских школьников необходимо создать полнокомплектные школы с оптимальными социально - педагогическими и экономическими параметрами через реструктуризацию сети общеобразовательных учреждений. Эта работа уже начата в ходе реализации программы "Сельская школа Чувашии" (1998 - 2000 гг.), утвержденной постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 15 сентября 1998 г. N 271. В настоящее время на фоне определенного экономического роста промышленности начальному профессиональному образованию (далее - НПО) уделяется большое внимание. В республике по дневной форме в 29 профессиональных училищах обучается 16532 учащихся по 55 профессиям. В последние годы стабилизировался спрос на рабочие профессии и ежегодный прием учащихся в учреждения начального профессионального образования (далее - УНПО) составляет более 9000 человек. Но такая ситуация уже через 4 года из-за общей демографической ситуации может серьезно измениться. Состояние материально - технической базы УНПО в последние 10 - 12 лет значительно ухудшилось, и только с 2001 года наблюдается некоторое улучшение. В системе НПО слабо функционирует методическая служба, недостаточно организована работа по переподготовке и повышению квалификации работников предприятий (по рабочим профессиям). Следует отметить, что утерянные в недавнем прошлом связи между учреждениями НПО, работодателями и другими социальными партнерами постепенно восстанавливаются. В соответствии с Законом Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2001 год" норматив бюджетного финансирования в расчете на одного учащегося действует в Чувашской Республике с 2001 года. 2. Цели и задачи реформирования системы общего среднего и начального профессионального образования Цели проекта: 1. Максимальное удовлетворение образовательных потребностей граждан, свободы выбора программ и методов обучения. 2. Создание модели республиканской системы образования, обеспечивающей равенство доступа к современному качественному образованию. 3. Эффективное использование ресурсов и методов управления образованием на уровне учреждений и системы в целом, управляемой обществом и государством. Задачи проекта: 1. Создание и совершенствование нового организационно - экономического механизма финансирования системы образования, основанного на подушевом нормативе. 2. Создание республиканской системы образовательной статистики и мониторинга качества образования. 3. Реструктурирование сети сельских общеобразовательных школ и обеспечение 27 сельских базовых школ (приложение N 2 к настоящему распоряжению) современным учебным оборудованием, учебниками и высококвалифицированными педагогическими кадрами. Пилотными районами являются Моргаушский, Красноармейский и Шемуршинский. 4. Модернизация сети УНПО путем реорганизации и перепрофилирования действующих УНПО, в том числе путем сокращения их количества. 5. Развитие системы повышения квалификации и переподготовки управленческих и педагогических кадров, в том числе экономистов и руководителей учреждений образования. 6. Повышение качества начального профессионального образования и его соответствия требованиям рынка труда за счет создания и материально - технического оснащения 11 многопрофильных ресурсных информационно - образовательных центров (далее - МРИОЦ) по приоритетным направлениям подготовки (приложение N 3 к настоящему распоряжению). Реструктурирование сельских школ позволит решить три основные задачи: повышение качества образовательных услуг в сельской местности; развитие сельской школы как культурно - образовательного центра села; эффективное использование финансовых, материально - технических и кадровых ресурсов. Структурное и содержательное обновление системы образования требует внедрения нового механизма распределения бюджетных ресурсов, основанного на нормативном подушевом финансировании. Создание в ряде образовательных учреждений самостоятельных или кустовых бухгалтерий требует отработки механизма взаимодействия с казначейством, планирования расходов, оформления перераспределения средств и их расходования. 3. Финансирование проекта На реформирование и модернизацию систем общего среднего образования и начального профессионального образования планируется израсходовать равное количество средств. ---T-----------------------------------------------T--------------¬ ¦ N¦ Компонент проекта ¦ Объем ¦ ¦пп¦ ¦финансирования¦ ¦ ¦ ¦(долларов США)¦ +--+-----------------------------------------------+--------------+ ¦ 1¦ 2 ¦ 3 ¦ L--+-----------------------------------------------+--------------- 1. Закупки товаров для 27 базовых школ и 11 МРИОЦ 7749744 (компьютерного и офисного оборудования, школьных классов, мастерских, мебели, школьных автобусов, учебно - методической литературы и др.) 2. Подготовка кадров и услуги консультантов, в том 1059196 числе иностранных (проведение семинаров, конференций, стажировок, создание унифицированной образовательной статистики и мониторинга качества образования, совершенствование методики расчета нормативно - подушевого финансирования, разработка и введение новых совершенных программ, в том числе модульных) 3. Строительно - монтажные работы (ремонт 871060 помещений базовых школ, республиканского центра новых образовательных технологий, научно - методического центра профессионального образования и др.), содержание группы реализации проекта Итого: 9680000 Процедура контроля за использованием средств займа предполагает ежеквартальную отчетность, регулярное проведение контрольных миссий (проверок) и ежегодный аудит МБРР. Целевое использование возвратных бюджетных средств займа контролируют Министерство финансов Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации. Принцип прозрачности финансирования проекта предусматривает постоянное широкое информирование общественности о всех изменениях и приобретениях в ходе его реализации. Утвержден распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.04.2003 N 117-р (приложение N 2) ПЕРЕЧЕНЬ БАЗОВЫХ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ПОДЛЕЖАЩИХ МОДЕРНИЗАЦИИ И ОСНАЩЕНИЮ ----T---------------T-------------------------------------------¬ ¦ N ¦ Наименование ¦ Наименование школ ¦ ¦пп ¦ районов ¦ ¦ L---+---------------+-------------------------------------------- 1. Алатырский Кувакинская гимназия 2. Аликовский Таутовская средняя общеобразовательная школа 3. Батыревский Первомайская средняя общеобразовательная школа 4. Вурнарский Калининская средняя общеобразовательная школа 5. Ибресинский Хормалинская средняя общеобразовательная школа 6. Канашский Шихазанская средняя общеобразовательная школа 7. Козловский Андреево - Базарская средняя общеобразовательная школа 8. Комсомольский Новомуратская средняя общеобразовательная школа 9. Красноармейский Большешатьминская средняя общеобразовательная школа Пикшикская средняя общеобразовательная школа Янчеллинская средняя общеобразовательная школа 10. Красночетайский Большеатменская средняя общеобразовательная школа 11. Мариинско - Шоршелская средняя общеобразовательная школа Посадский 12. Моргаушский Большесундырская средняя общеобразовательная школа Калайкасинская средняя общеобразовательная школа Москакасинская средняя общеобразовательная школа 13. Порецкий Октябрьская средняя общеобразовательная школа 14. Урмарский Мусирминская средняя общеобразовательная школа 15. Цивильский Средняя общеобразовательная школа пос. Опытный 16. Чебоксарский Тренькасинская средняя общеобразовательная школа 17. Шемуршинский Бичурга - Баишевская средняя общеобразовательная школа Большебуяновская средняя общеобразовательная школа Трехбалтаевская средняя общеобразовательная школа 18. Шумерлинский Ходарская гимназия 19. Ядринский Большечурашевская средняя общеобразовательная школа 20. Яльчикский Кильдюшевская средняя общеобразовательная школа 21. Янтиковский Тюмеревская средняя общеобразовательная школа Утвержден распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 02.04.2003 N 117-р (приложение N 3) ПЕРЕЧЕНЬ МНОГОПРОФИЛЬНЫХ РЕСУРСНЫХ ИНФОРМАЦИОННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ----T--------------------------------T---------------------------¬ ¦ N¦ Ресурсные центры ¦ Специальности ¦ ¦ пп¦ ¦ ¦ +---+--------------------------------+---------------------------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ L---+--------------------------------+---------------------------- 1. МРИОЦ-1 "Прикладные технологии". Радиоэлектроника Чебоксарский профессиональный Металлообработка лицей 2. МРИОЦ-2 "Стрелка". Сварочное производство Профессиональное училище N 3, Строительство г. Алатырь 3. МРИОЦ-3 "Мастер". Полиграфия Профессиональное училище N 12, (на базе ПУ-4) Профессиональное училище N 4, Строительство г. Чебоксары (на базе ПУ-12) 4. МРИОЦ-4 "Строитель". Сварочное производство Профессиональное училище N 15, г. Новочебоксарск 5. МРИОЦ-5 "Квалитет". Металлообработка Профессиональное училище N 19, г. Чебоксары 6. МРИОЦ-6 "Технология питания Общественное питание и сервис". Профессиональное училище N 20, г. Чебоксары 7. МРИОЦ-7 "Профессионал". Сельское хозяйство Профессиональный лицей N 25, (механизация сельского г. Ядрин хозяйства) 8. МРИОЦ-8 "Пучах". Сельское хозяйство Профессиональное училище N 29, (механизация сельского пос. Вурнары хозяйства, плодоовощеводство) 9. МРИОЦ-9 "Модус - Интернейшнл". Швейное производство Профессиональное училище N 5, г. Цивильск 10. МРИОЦ-10 "Город ремесел" по Деревообработка профессиональной и социальной (с уклоном обучения детей реабилитации молодежи с недостатками в развитии) с отклонениями в развитии. Профессиональное училище N 11, Профессиональное училище N 28, г. Мариинский Посад 11. МРИОЦ-11. "Развитие" по Швейное производство профессиональной и социальной Производство художественных реабилитации инвалидов. изделий из дерева Профессиональное училище N 23, (с уклоном обучения детей г. Чебоксары с недостатками в развитии) ------------------------------------------------------------------